Метафоры в статье С. А. Есенина "Ключи Марии"
Инга Викторовна Савинкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-09
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются метафоры в теоретической статье С. А. Есенина «Ключи
Марии». В количественном и качественном отношении данное средство выразительности является
наиболее значимым при построении философского повествования. Выявлена формальная
структура метафор, проведена классификация в соответствии с их структурной
организацией. Произведен
семантический анализ исследуемых единиц, рассмотрены ключевые образы, легшие в
основу образования метафор.
Тезисы
В качестве материала настоящего исследования выступает статья
С. А. Есенина «Ключи Марии», изданная в 1918 году. При изучении метафор в контексте указанного произведения чрезвычайно
важным является тот факт, что данная работа есть не что иное, как своеобразный
манифест поэта, где были постулированы его основные воззрения не только на
поэтическое творчество, но и на язык в целом. Кроме того, необходимо учитывать поэтико-философский характер статьи, который, возможно, и задает
основные средства художественного повествования, позволяющие распознать основы
творческого мировоззрения С. А. Есенина как поэта.
Под метафорой в данной работе мы
подразумеваем «перенос по сходству имен», т.е. «перенос названия одного
представления в другую сферу – на другое представление, подобное какой-либо
чертой первому или предполагающее какие-либо косвенные с ним аналогии» [В. П. Москвин].
С точки зрения формальной организации метафор проведена следующая классификация:
I. По принадлежности к языковому уровню единицы, которая является выразителем метафорического содержания - словесные метафоры:
1) По частеречной принадлежности:
А) субстантивные (лицо звука);
Б) глагольные (влететь в душу);
В) адъективные (тощие слова).
2) По синтаксической функции:
А) предикативные (звезды – книга);
Б) генитивные (храм мудрости).
II. По количеству единиц, участвующих в создании метафорического образа:
1) простые (подо льдом ощущений);
2) развернутые («они [предки] перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти»).
При рассмотрении семантических и функциональных особенностей метафор учитываются те образы и идеи, которые легли в основу метафорических единств: образ мирового древа (листья своих ногтей, пальцы ветвей), идея о первоначальной синкретичности видов искусства (лепка слов, словесный орнамент), фольклорные и мифологические образы.
С точки зрения формальной организации метафор проведена следующая классификация:
I. По принадлежности к языковому уровню единицы, которая является выразителем метафорического содержания - словесные метафоры:
1) По частеречной принадлежности:
А) субстантивные (лицо звука);
Б) глагольные (влететь в душу);
В) адъективные (тощие слова).
2) По синтаксической функции:
А) предикативные (звезды – книга);
Б) генитивные (храм мудрости).
II. По количеству единиц, участвующих в создании метафорического образа:
1) простые (подо льдом ощущений);
2) развернутые («они [предки] перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти»).
При рассмотрении семантических и функциональных особенностей метафор учитываются те образы и идеи, которые легли в основу метафорических единств: образ мирового древа (листья своих ногтей, пальцы ветвей), идея о первоначальной синкретичности видов искусства (лепка слов, словесный орнамент), фольклорные и мифологические образы.