XVII Международная конференция студентов-филологов

К проблеме ассоциативных психолингвистических экспериментов по фонетике финского языка

Анастасия Витальевна Попова
Докладчик
студент 3 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

199
2014-04-07
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются ассоциативные психолингвистические эксперименты по фонетике финского языка, их актуальность при изучении финской фонетики. Русские сталкиваются с проблемой изучения фонетики финского языка, особенно при изучении гласных переднего ряда Ä, Ö и Y. Для изучения фонетики финского языка необходимо обращение к ассоциациям. Цель исследования — показать, как помогают ассоциации при изучении звуков финского языка и какие ассоциации помогут точнее произносить эти звуки. В докладе освещен ход исследования и представлены результаты проведенного эксперимента.

Тезисы

Как известно, русские сталкиваются с проблемой изучения фонетики финского языка. Особенно эта проблема возникает при изучении гласных переднего ряда Ä, Ö и Y. Русским трудно произносить эти звуки на слух. Наибольшие трудности возникают с объяснением артикуляции этих звуков, например, на языковых курсах достаточно мало объясняют, как произносить эти звуки, ведь на курсах акцент делается на лексике финского языка, а не на фонетике и даже иногда грамматике. Некоторые изучающие финский язык самостоятельно часто обращаются к изданиям типа «500 слов на финском языке». В этих изданиях, где приведены глоссарии по разным тематикам, финские слова или фразы даны в русском варианте, например, olen työssä (я работаю) — олен тюёсся. Это затрудняет правильное произношение гласных Ä, Ö и Y. Как показывает практика, для изучения фонетики финского языка необходимо обращение к ассоциациям.
Цель исследования: показать, как помогают ассоциации при изучении звуков финского языка и какие ассоциации помогут точнее произносить эти звуки. Задачи исследования:
1. Привести ассоциации при изучении звуков.
2. Провести ассоциативный лингвистический эксперимент.
Ход исследования:
Был проведен эксперимент. Рецензентам были даны следующие ассоциации:
  1. Сравнение звуков.
  2. Распределение звуков ä, ö и y по музыкальной тематике.
  3. Сравнение звуков с животными
  4. Сравнение звуков со звуками других языков
Далее был проведен опрос. Для респодентов были даны следующие вопросы:
  1. Какие трудности у Вас возникли при произнесении звуков ä, ö и y?
  2. Какие ассоциации у Вас вызывает звуки ä, ö и y?
  3. Помогают ли Вам при произнесении этих звуков следующие ассоциации?
  4. Помогает ли Вам изучение скороговорок и отдельных слов для правильного произнесения этих звуков?
Результат эксперимента показал, что студентам легче понимать произнесение звука через ассоциации и ассоциации, связанные с музыкальной тематикой и сравнение звуков с звуками других иностранных языков (англ., нем.), помогут точнее произносить эти звуки.