Языковые средства создания перцептивного образа (на примере романа Джона Уиндема “The Day of the Triffids”)
Анатолий Анатольевич Фомин
Докладчик
студент 5 курса
Кемеровский государственный университет
Кемеровский государственный университет
201
2014-04-09
14:40 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается вопрос перцептивной визуализации образа на материале фразеологизмов, указываются языковые средства вербализации образа.
Тезисы
В информационном обмене человека с
окружающей средой участвуют несколько способов кодирования информации. Мы
остановимся на визуальном способе, с помощью которого автор создаёт
определённый перцептивный образ в произведении.
В романе Джона Уиндема «День триффидов» используется визуальный способ кодирования информации, проявляющийся в акцентуации зрительного компонента восприятия при отсутствии функции зрения у персонажей: “They [stars] make people's faces look frightfully ghastly. Everybody's out watching them, and sometimes it's almost as light as day - only all the wrong color. Even' now and then there's a big one so bright that it hurts to look at it. It's a marvelous sight. It is such a pity you can't see it, isn't it?” “It is,”... “She can’t help reminding me that I’m blind as a mole,” I thought to myself. “If only you hadn't those bandages you'd have a wonderful view of it from here,” she went on.
Доминантой тематической сетки являются глаголы с семантикой зрительной активности (to watch, to see, to have a view), слова с семантикой цветовой принадлежности (bright green, as light as day wrong color, a big one so bright). Особую смысловую нагрузку несёт на себе глагол to look со значениями «смотреть», «представлять», «воображать». Для описания непосредственно слепоты автор использует фразеологизмы “blind as a mole”, “pitch darkness”.
Лексические единицы с семой «зрительная перцепция» играют важную стилистическую функцию в создании перцептивного образа мира слепых. Перцептивный образ даёт возможность охарактеризовать глубинную сторону авторской философии бытия, а визуальный способ кодирования информации открывает читателю мировосприятие и мироощущение слепого человека.
В романе Джона Уиндема «День триффидов» используется визуальный способ кодирования информации, проявляющийся в акцентуации зрительного компонента восприятия при отсутствии функции зрения у персонажей: “They [stars] make people's faces look frightfully ghastly. Everybody's out watching them, and sometimes it's almost as light as day - only all the wrong color. Even' now and then there's a big one so bright that it hurts to look at it. It's a marvelous sight. It is such a pity you can't see it, isn't it?” “It is,”... “She can’t help reminding me that I’m blind as a mole,” I thought to myself. “If only you hadn't those bandages you'd have a wonderful view of it from here,” she went on.
Доминантой тематической сетки являются глаголы с семантикой зрительной активности (to watch, to see, to have a view), слова с семантикой цветовой принадлежности (bright green, as light as day wrong color, a big one so bright). Особую смысловую нагрузку несёт на себе глагол to look со значениями «смотреть», «представлять», «воображать». Для описания непосредственно слепоты автор использует фразеологизмы “blind as a mole”, “pitch darkness”.
Лексические единицы с семой «зрительная перцепция» играют важную стилистическую функцию в создании перцептивного образа мира слепых. Перцептивный образ даёт возможность охарактеризовать глубинную сторону авторской философии бытия, а визуальный способ кодирования информации открывает читателю мировосприятие и мироощущение слепого человека.