Взаимодействие собственных высотных характеристик гласных с требованиями мелодического контура
Варвара Сергеевна Могученок
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2014-04-10
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается взаимосвязь акустических и
перцептивных характеристик гласных. Интерес представляет влияние мелодического
контура на восприятие высоты гласного. В рамках доклада дается описание
результатов проведенного эксперимента.
Тезисы
Настоящее исследование посвящено изучению влияния
положения гласного в мелодическом контуре на восприятие высоты данного звука.
Известно, что гласные звуки обладают собственными абсолютными спектральными
характеристиками. Это доказывается в ходе экспериментов по восприятию высоты
гласных. Так, гласные переднего ряда оказываются выше в перцептивном плане, чем
гласные заднего ряда. Одним из объяснений этого явления может считаться
различное восприятие диапазонов между формантами гласных и частотой основного
тона.
Например, для гласных переднего ряда разность по
частоте F3-F2 соответствует
значению <3 Барк, тогда как для гласных заднего ряда данное психофизическое
значение >3 Барк. Похожее соотношение акустических и перцептивных величин
наблюдается и в области верхнего/нижнего подъема гласных. Гласные верхнего
подъема характеризуются разностью F1-F0<3Барк.
Восприятие высоты звука отражено на психоакустических
шкалах. Естественно, что звуки, характеризующиеся большей высотой,
воспринимаются как более высокие, однако нелинейность восприятия высоты говорит
о существовании определенных параметров, которыми пользуются слушатели для
определения высоты звука.
В ходе данного исследования было проведено сравнение
перцептивных характеристик кардинальных гласных /a, i, u/ в различных позициях мелодического контура. Для
этого из корпуса речи CORPRES
были отобраны реализации интонационных
моделей с понижающимся и повышающимся движением тона. Интерес представляли такие контуры, в
которых исследуемые гласные находились в положении интонационного центра, то
есть в конце мелодического контура под ударением в максимально высоком или
максимально низком диапазоне. Таким образом, была составлена база реализаций
гласных для дальнейшего инструментального и перцептивного исследования. Результаты
проведенного эксперимента показывают степень влияния положения гласного в
мелодическом контуре на восприятие высоты данного звука.