XVII Международная конференция студентов-филологов

Трансформация образов романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в произведении В. Ручинского "Возвращение Воланда, или Новая дьяволиада"

Ирина Анатольевна Заросило
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

188
2014-04-11
19:20 - 19:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются главные образы романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, а также их трансформация в произведении В. Ручинского. На основе исследования образов Воланда и Мастера (у Ручинского — Якушкина) делается вывод о соблюдении Ручинским определенного сюжетного сходства. В то же время образы героев претерпевают существенную трансформацию. Причиной такой трансформации является сокращение идейных и временных пластов романа Ручинского.

Тезисы

В работе на материале романов «Мастер и Маргарита» М. Булгакова  и «Возвращение Воланда или новая дьяволиада» В. Ручинского исследуется такое явление, как сиквел (более известное в массовой культуре). Предметом исследования является переосмысление главных булгаковских образов В. Ручинским. Изучение аллюзивных связей с творчеством М. А. Булгакова ранее осуществлялось, но попытки конкретного анализа продолжения романа «Мастер и Маргарита» не предпринимались. Героев произведения В. Ручинского можно разделить на несколько категорий: первая – персонажи, прямо заимствованные из романа «Мастер и Маргарита» (Воланд – Воланд); вторая – герои, отсылающие нас к героям великого романа (Якушкин – Мастер). В отличие от булгаковского сатаны, Воланд Ручинского приобретает явно окрашенную характеристику отрицательного персонажа, он теряет величественный, царственный образ и оказывается близок к Воланду Булгакова из первых редакций. Путем сюжетного, портретного, мотивного и др. сопоставлений произведений выясняется, что героем-наследником Мастера у Ручинского становится Якушкин. При этом Якушкин не является носителем гения, подлинного мастерства. Обосновывается предположение, что Якушкин в некоторой мере является отражением авторского я. Анализ главных мужских образов в романе В. Ручинского показал, что современным писателем соблюдается только определенное сюжетное сходство, а образы героев трансформировались в связи с тем, что сократились временные и идейные пласты романа.