Трансформация образов романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в произведении В. Ручинского "Возвращение Воланда, или Новая дьяволиада"
Ирина Анатольевна Заросило
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
188
2014-04-11
19:20 -
19:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются главные образы романа
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, а также их трансформация в произведении В.
Ручинского. На основе исследования
образов Воланда и Мастера (у Ручинского — Якушкина) делается вывод о соблюдении Ручинским определенного сюжетного сходства. В то же время образы героев претерпевают существенную трансформацию. Причиной такой трансформации является сокращение идейных и временных
пластов романа Ручинского.
Тезисы
В работе на материале романов «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и «Возвращение Воланда или новая дьяволиада»
В. Ручинского исследуется такое явление, как сиквел (более известное в массовой
культуре). Предметом исследования является переосмысление
главных булгаковских образов В. Ручинским.
Изучение аллюзивных связей с творчеством М. А. Булгакова
ранее осуществлялось, но попытки конкретного анализа продолжения романа «Мастер и Маргарита» не
предпринимались.
Героев произведения В. Ручинского можно разделить на
несколько категорий: первая – персонажи, прямо заимствованные из романа «Мастер
и Маргарита» (Воланд – Воланд); вторая –
герои, отсылающие нас к героям великого романа (Якушкин – Мастер). В отличие от
булгаковского сатаны, Воланд Ручинского приобретает явно окрашенную
характеристику отрицательного персонажа, он теряет величественный, царственный
образ и оказывается близок к Воланду Булгакова из первых редакций. Путем сюжетного, портретного, мотивного и др. сопоставлений
произведений выясняется, что героем-наследником Мастера у Ручинского становится
Якушкин. При этом Якушкин не является
носителем гения, подлинного мастерства. Обосновывается предположение, что
Якушкин в некоторой мере является отражением авторского я.
Анализ главных мужских образов в романе В. Ручинского
показал, что современным писателем соблюдается только определенное сюжетное
сходство, а образы героев трансформировались в связи с тем, что сократились
временные и идейные пласты романа.