Освоение функционально-смысловых типов речи и речевого жанра (на материале повествования и рассуждения)
Анастасия Сергеевна Бондарчук
Докладчик
студент 4 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
184
2014-04-10
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Мы
исследуем степень освоенности функционально-смысловых типов текстов и речевых жанров повествования и рассуждения школьниками
и студентами. Работа предполагает выявление представлений
о функционально-смысловых типах речи и умение их использовать в зависимости от
степени сформированности языковой и коммуникативной компетенции. В качестве
критерия сформированности данных типов текстов рассматриваются признаки
повествования и рассуждения.
На
основе нашей работы возможно создание рекомендаций для развития связной
монологической речи и освоения соответствующих типов текстов и речевых жанров.
Тезисы
Ребенок знакомится с
основными типами текста и жанрами в дошкольном возрасте.
В школе представления о речевых жанрах осознаются, школьник научается произвольно использовать знакомые модели речевого поведения, у него развивается рефлексия над поведением и текстом, формируется метаязыковая компетенция.
К подростковому возрасту сформировано не только понятие о речевом жанре, но и о трех основных функционально-смысловых типах речи: повествовании, описании, рассуждении.
Между тем современный подросток получает больше информации благодаря телекоммуникациям, чем собственному опыту. Коммуникация в Интернете, компьютерные игры вместо подвижных, подростковая субкультура замещают реальное общение и сказываются на становлении коммуникативной компетенции подростков.
Цель работы — выявить степень освоенности функционально-смысловых типов текстов и речевых жанров подростками и студентами на примере нарратива и рассуждения.
Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей №3» г.Перми и ПГНИУ.
Объект исследования – сочинения подростков 12-13 лет и студентов 4 курса.
Предмет исследования – овладение модели развертывания текстов повествования и рассуждения подростками и студентами.
Материалом исследования послужили 100 письменных текстов.
Учащимся и студентам было предложено написать мини-сочинение на тему «Мои любимые компьютерные игры».
Для анализа полученных текстов мы использовали следующие критерии, необходимые для разграничения нарратива и рассуждения:
1. Схема построения
2. Последовательность событий
3. Смена событий
4. Герои рассказа
5. Оценки ситуации
6. Синтаксические особенности
Если в спонтанных письменных текстах подростков типы речи смешиваются, у студентов представление о типах речи практически сформировано. Подростки не в полной мере овладели речевыми жанрами: признаки повествования и рассуждения не определенны, жанры смешиваются в письменной речи. Для овладения функционально-смысловыми типами речи необходима сформированная языковая и коммуникативная компетенция.
В школе представления о речевых жанрах осознаются, школьник научается произвольно использовать знакомые модели речевого поведения, у него развивается рефлексия над поведением и текстом, формируется метаязыковая компетенция.
К подростковому возрасту сформировано не только понятие о речевом жанре, но и о трех основных функционально-смысловых типах речи: повествовании, описании, рассуждении.
Между тем современный подросток получает больше информации благодаря телекоммуникациям, чем собственному опыту. Коммуникация в Интернете, компьютерные игры вместо подвижных, подростковая субкультура замещают реальное общение и сказываются на становлении коммуникативной компетенции подростков.
Цель работы — выявить степень освоенности функционально-смысловых типов текстов и речевых жанров подростками и студентами на примере нарратива и рассуждения.
Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей №3» г.Перми и ПГНИУ.
Объект исследования – сочинения подростков 12-13 лет и студентов 4 курса.
Предмет исследования – овладение модели развертывания текстов повествования и рассуждения подростками и студентами.
Материалом исследования послужили 100 письменных текстов.
Учащимся и студентам было предложено написать мини-сочинение на тему «Мои любимые компьютерные игры».
Для анализа полученных текстов мы использовали следующие критерии, необходимые для разграничения нарратива и рассуждения:
1. Схема построения
2. Последовательность событий
3. Смена событий
4. Герои рассказа
5. Оценки ситуации
6. Синтаксические особенности
Если в спонтанных письменных текстах подростков типы речи смешиваются, у студентов представление о типах речи практически сформировано. Подростки не в полной мере овладели речевыми жанрами: признаки повествования и рассуждения не определенны, жанры смешиваются в письменной речи. Для овладения функционально-смысловыми типами речи необходима сформированная языковая и коммуникативная компетенция.