О возможности применения метода профилирования Ежи Бартминьского на материале русского языка и культуры
Яна Юрьевна Должанская
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
171
2014-04-11
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются основные положения методики изучения стереотипов польского
этнолингвиста Е. Бартминьского, предложенной им в
рамках работы над словарем стереотипов польского языка и культуры. На основе
изучения этнических стереотипов юга России делается вывод о
возможности эффективного применения метода профилирования для изучения
русской региональной языковой картины мира. Кроме того, рассматриваются
возможности дополнения методики современным материалом (региональная
литература, интернет-ресурсы) и необходимость использования диахронического
подхода.
Тезисы
Польский исследователь Ежи Бартминьский (Jerzy Bartmiński) в процессе
развития этнолингвистического метода сформулировал понятие языкового стереотипа,
предложил метод профилирования как основного при изучении этнических
стереотипов и создал концепцию словаря стереотипов.
Польская этнолингвистика, основоположником которой является Е. Бартминьский, в
отличие от московской этнолингвистической школы, считает язык единственно
надежным источником для изучения картины мира, рассматриваемой исключительно в
синхронном плане. В связи с этим возникает исследовательский вопрос: насколько
метод, предложенный польским этнолингвистом, может быть адекватно использован
при исследовании русского языка и русской языковой картины мира? Изучив
метод профилирования и рассмотрев его применение к описанию отдельных
стереотипов в польском языковом сознании (например, стереотипы «мать»,
«немец»), мы пришли к выводу о том, что для создания «прототипического профиля»
на материале русского языка метод Е. Бартминьского может быть эффективно
использован. Кроме того, этот метод позволяет изучать локальные стереотипы, в
нашем случае – южнорусские. В частности, анализ лексической семантики,
этимологии, устойчивых сочетаний, результатов анкетирования «работает» на
материале как русского литературного языка, так и южнорусского региолекта (нами
был проведен анализ таких стереотипов, как «казак» и «хохол»). Работа с
материалом показала, что позиции профилирования могут быть дополнены анализом
региональной литературы, интернет-ресурсов, а также необходимостью
диахронического изучения содержания стереотипа, что дает возможность четче обозначить
его современное содержание.