Почему современная лингвистика должна быть лингвистикой эксперимента?
Валерия Александровна Суханова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2014-04-11
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
Экспериментальные методы изучения языка позволяют полнее увидеть картину его функционирования, поскольку предполагают обращение к фактам, которые невозможно проверить или рассмотреть с помощью «классической» методологии. Новые сложные задачи, которые ставят перед собой лингвисты, требуют от них часто и нового подхода, расширения кругозора, необходимости прибегать к новым возможностям, предоставляемым иными научными дисциплинами. Сегодня изучение языка с позиции биологии или психологии уже не новость, однако в отечественной лингвистике экспериментальные исследования еще непрочно вошли в обиход.
Тезисы
Название настоящего доклада – отсылка к лекции, прочитанной известным российским лингвистом, доктором
филологических наук, членом-корреспондентом РАН, профессором МГУ В. А. Плунгяном в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру».
Сегодня все еще часто встречается
традиция видеть эксперимент чем-то неотъемлемо входящим лишь в компетенцию,
например, психолингвистики или когнитивных наук, тогда как необходимость
кроссдисциплинарных исследований, необходимость привлечения знаний и
возможностей других наук появляется все чаще.
С традиционной (соссюровской) точки
зрения на язык лингвистам «в собственном смысле слова» надлежит в первую
очередь заниматься непосредственно языком как комплексом правил о порождении
правильных конструкций и отвержении неправильных. Данный подход являлся
господствующим на протяжении большей части XX века. Однако в
последнее десятилетие появился другой подход, для сторонников которого
исследование речи представляется не менее важной составляющей деятельности
лингвиста. Они исходят из того, что в повседневной жизни мы говорим не
отдельными словоформами или морфемами, а целыми дискурсами, которые понимаются
как текст в процессе его использования в языковой деятельности. Используя
аналогию из работы Р. М. Фрумкиной, можно выразиться и так:
только анализ таких естественных дискурсов позволяет анализировать «живые» (т. е.
in vivo) языковые факты, тогда как другие уровни лингвистического анализа
обращаются к языковым фактам «в пробирке» (т. е. in vitro).
Исследовать
такие сложнейшие явления, как язык, сознание и память, в рамках одной
дисциплины невозможно, экспериментальные же методики изучения языка чрезвычайно
разнообразны. Мы постараемся рассмотреть основные, самые интересные из них,
постараемся дать им подробный обзор и
объяснить, почему экспериментальный метод сработает там, где бессильны другие методы.