XVII Международная конференция студентов-филологов

Почему современная лингвистика должна быть лингвистикой эксперимента?

Валерия Александровна Суханова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2014-04-11
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

Экспериментальные методы изучения языка позволяют полнее увидеть картину его функционирования, поскольку предполагают обращение к фактам, которые невозможно проверить или рассмотреть с помощью «классической» методологии. Новые сложные задачи, которые ставят перед собой лингвисты, требуют от них часто и нового подхода, расширения кругозора, необходимости прибегать к новым возможностям, предоставляемым иными научными дисциплинами. Сегодня изучение языка с позиции биологии или психологии уже не новость, однако в отечественной лингвистике экспериментальные исследования еще непрочно вошли в обиход.

Тезисы

Название настоящего доклада – отсылка к лекции, прочитанной известным российским лингвистом, доктором филологических наук, членом-корреспондентом РАН, профессором МГУ В. А. Плунгяном в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». Сегодня все еще часто встречается традиция видеть эксперимент чем-то неотъемлемо входящим лишь в компетенцию, например, психолингвистики или когнитивных наук, тогда как необходимость кроссдисциплинарных исследований, необходимость привлечения знаний и возможностей других наук появляется все чаще. С традиционной (соссюровской) точки зрения на язык лингвистам «в собственном смысле слова» надлежит в первую очередь заниматься непосредственно языком как комплексом правил о порождении правильных конструкций и отвержении неправильных. Данный подход являлся господствующим на протяжении большей части XX века. Однако в последнее десятилетие появился другой подход, для сторонников которого исследование речи представляется не менее важной составляющей деятельности лингвиста. Они исходят из того, что в повседневной жизни мы говорим не отдельными словоформами или морфемами, а целыми дискурсами, которые понимаются как текст в процессе его использования в языковой деятельности. Используя аналогию из работы Р. М. Фрумкиной, можно выразиться и так: только анализ таких естественных дискурсов позволяет анализировать «живые» (т. е. in vivo) языковые факты, тогда как другие уровни лингвистического анализа обращаются к языковым фактам «в пробирке» (т. е. in vitro). Исследовать такие сложнейшие явления, как язык, сознание и память, в рамках одной дисциплины невозможно, экспериментальные же методики изучения языка чрезвычайно разнообразны. Мы постараемся рассмотреть основные, самые интересные из них, постараемся дать им подробный обзор и объяснить, почему экспериментальный метод сработает там, где бессильны другие методы.