Манипулирование в политических рекламных текстах
Надежда Анатольевна Сычёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
195
2014-04-09
19:40 -
20:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются основные речевые
средства манипуляции, использующиеся в политическом дискурсе, а также предпринимается
попытка определения суггестивных возможностей политических рекламных текстов.
Тезисы
Речевые
манипуляции в политических рекламных текстах (ПРТ) образуются совокупностью
признаков, характерных для политического дискурса современных СМИ: отношением к слушателю как к средству
достижения определенных целей, стремлением получить односторонний выигрыш,
наличием явного и скрытого уровней воздействия, неосознанным характером
поведения адресата, игрой на его слабостях.
Оценочные суждения – эффективное средство манипулирования сознанием реципиентов. При характеристике политического лидера СМИ часто используют оценки рейтинга и шансов на победу, морально-этические, интеллектуальные, утилитарные, телеологические, идеологические и другие оценки опыта и профессиональной компетенции.
Употребление выражений типа «действительно / очевидно» придает высказыванию видимость того, что оно принадлежит к числу сообщений, разделяемых всеми здравомыслящими людьми.
Манипулятивные стилистические приемы влияют на эмоции адресата, могут изменить его картину мира. Так, метафора называет что-то уже существующее, но не устраивающее автора.
В материалах нашего исследования выделяются следующие средства суггестии:
1) ярко выраженная личная модальность, которая четко разделяет роли опытного политика и некомпетентных слушателей, внушая при этом ощущение непоколебимой убежденности обращения;
2) конформизация восприятия слушателей, осуществляемая путем провозглашения очевидного, часто выражается местоимением «мы»;
3) установление и закрепление взаимосвязи говорящего и потенциальной аудитории с помощью концепта «нация»;
4) высокая степень лингвистической связности внушаемого текста;
5) преобладание оценочных эпитетов;
6) средства мифологизации сознания слушателей, опора на существующий национальный миф.
Таким образом, для политического дискурса характерно сочетание различных средств и методов воздействия на потенциальную аудиторию.
Оценочные суждения – эффективное средство манипулирования сознанием реципиентов. При характеристике политического лидера СМИ часто используют оценки рейтинга и шансов на победу, морально-этические, интеллектуальные, утилитарные, телеологические, идеологические и другие оценки опыта и профессиональной компетенции.
Употребление выражений типа «действительно / очевидно» придает высказыванию видимость того, что оно принадлежит к числу сообщений, разделяемых всеми здравомыслящими людьми.
Манипулятивные стилистические приемы влияют на эмоции адресата, могут изменить его картину мира. Так, метафора называет что-то уже существующее, но не устраивающее автора.
В материалах нашего исследования выделяются следующие средства суггестии:
1) ярко выраженная личная модальность, которая четко разделяет роли опытного политика и некомпетентных слушателей, внушая при этом ощущение непоколебимой убежденности обращения;
2) конформизация восприятия слушателей, осуществляемая путем провозглашения очевидного, часто выражается местоимением «мы»;
3) установление и закрепление взаимосвязи говорящего и потенциальной аудитории с помощью концепта «нация»;
4) высокая степень лингвистической связности внушаемого текста;
5) преобладание оценочных эпитетов;
6) средства мифологизации сознания слушателей, опора на существующий национальный миф.
Таким образом, для политического дискурса характерно сочетание различных средств и методов воздействия на потенциальную аудиторию.