Тексты региональных СМИ в восприятии целевого адресата (на примере новостных текстов «12 канала»)
Майра Хаджимуратовна Исенова
Докладчик
студент 3 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
184
2014-04-10
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
По психолингвистической методике семантического
дифференциала Ч. Осгуда проведено исследование новостных текстов региональных
СМИ. Выявлялись тематические предпочтения реципиентов, зависимость восприятия
новостей от социальных характеристик участников эксперимента, значимость
отдельных параметров оценки. Наиболее высокие индексы обнаружились у позитивной
новости о социально значимом событии. Группами респондентов, давшими наиболее
высокие индексы значений, оказались женщины до 35 лет и мужчины старше 35 лет.
Кроме того, выявлено доминирование эмоциональной составляющей при восприятии текстов.
Тезисы
Исследование восприятия текстов
региональных СМИ проведено по психолингвистической методике семантического
дифференциала (СД) Ч. Осгуда. Информантами являлись жители г. Омска и
Омской области – непосредственные адресаты «12 канала». Выделено 12 групп
респондентов, разделенных по возрастным, гендерным и территориальным (город –
область) признакам. Всего в эксперименте участвовало 96 человек. Методика СД,
являясь инструментом изучения семантических пространств субъекта, позволяет
исследователю варьировать параметры оценки объекта (текста) и решаемые задачи.
В нашем случае по 20 шкалам выявлялись 1) тематические предпочтения
реципиентов; 2) зависимость восприятия от социальных характеристик участников
эксперимента; 3) релевантность – нерелевантность отдельных параметров оценки
объекта. Тексты сгруппированы по четырем тематическим областям с положительным
и отрицательным отзывом на событие для каждой из них: а) деятельность наделенного
властью лица; б) деятельность государственных учреждений; в) социально значимые
события; г) чрезвычайные происшествия. Тематические предпочтения определялись
на основании суммарного индекса значений – отрицательного для «плохих новостей»
и положительного для «хороших». Наиболее высокие индексы обнаружились у
позитивной новости о социально значимом событии (открытии детского сада),
негативной и позитивной новостей, связанных с чрезвычайными происшествиями
(убийстве, получении техники для тушения пожаров). Самые низкие показатели – у
негативной новости о деятельности властей. Группами респондентов, давшими
наиболее высокие индексы значений, оказались женщины до 35 лет и мужчины старше
35 лет. Средние показатели – у женщин старше 35 лет, а самые низкие – у мужчин
младше 35 лет. Релевантными параметрами оценки новостей оказались признаки "темный-светлый", "печальный-радостный", "злой-добрый", а нерелевантными – "дешевый-дорогой", "слабый-сильный", "твердый-мягкий" (что говорит о доминировании
эмоциональной составляющей в восприятии текстов).