XVII Международная конференция студентов-филологов

Особенности жанра книги И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"»

Елена Михайловна Филиппова
Докладчик
студент 5 курса
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

188
2014-04-11
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено поэтике жанра книги И. А. Гончарова «Фрегат ”Паллада”». Актуальность работы обусловлена неоднозначностью жанровых трактовок книги, существующих на настоящий момент. Новизна работы заключается в попытке аргументированно (на примере отдельных глав) доказать синтез различных стилевых и жанровых начал внутри произведения, а также найти ключ к его жанровому пониманию путем соотнесения жанра книги «Фрегат “Паллада”» с «метажанром» путешествия, в русле которого создавался гончаровский цикл.

Тезисы

1. В настоящее время ни в отечественном, ни в зарубежном гончароведении не существует однозначного определения жанра книги И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”». Проблема жанровой дефиниции закономерно влечет за собой вопрос о причине возникновения подобной трудности. Важная задача исследования – не только указать путь решения данной проблемы, но и попытаться найти собственный ключ к определению жанра.
2. Одна из возможных причин возникновения сложности – жанрово-стилевая «пестрота» произведения. Многие исследователи отмечали, что книга создавалась путем объединения различных источников (письма, заметки в журнале, дневниковые записи), но при этом не может считаться просто «суммой своих производных»: составляющие компоненты взаимодействуют внутри одной формы, взаимопроникая друг в друга. Стилевое многообразие книги, непосредственно связанное с определенными жанрами, будет подробно рассмотрено на конкретных примерах.
3. Жанрово-стилевой синтез – не индивидуальное открытие И. А. Гончарова. Жанровое взаимодействие – неотъемлемый признак «метажанра» путешествия, в частности русской модели путешествия начала XIX века, в русле которого происходит творческий поиск писателя. С путешествием книгу Гончарова роднит и ряд других типологических признаков, которые будут перечислены в докладе.
4. Тем не менее, автор «Фрегата “Паллада”» не заимствует в чистом виде готовую жанровую модель. Он значительно усложняет ее, так как ставит перед собой обширную задачу, практически не имеющую аналогов в существующей до этого русской путевой прозе: писатель стремится дать целостное видение мира глазами русского человека в неразрывной связи конкретно-чувственного, идеологического и научно-документального. Стилистическое единство становится возможным за счет размывания границ между тремя стилевыми пластами и жанрами внутри глав. Скрепляющей основой является художественное начало. Таким образом, единство авторского видения и восприятия воплощается в единстве авторской речи.