Образ современницы в романах К. К. Вагинова "Козлиная песнь" и А. Ф. Лосева "Женщина-мыслитель": два портрета М. В. Юдиной
Евгения Владимировна Андриенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
188
2014-04-10
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Романы
«Козлиная песнь» К. К. Вагинова и
«Женщина-мыслитель» А. Ф. Лосева
разделяет чуть более пяти лет. Они
соотносятся с русским литературным
андеграундом 20-30-х годов и посвящены
осмыслению трагической судьбы последних
представителей Серебряного века. В
обоих произведениях одной из центральных
фигур, олицетворяющих собою Серебряный
век, становится женщина, прототипом
которой была великая пианистка Мария
Вениаминовна Юдина. Доклад
направлен на раскрытие особенностей
создания этого образа, которые
свидетельствуют о разном понимании
судьбы Серебряного века у Вагинова
и Лосева.
Тезисы
Романы
«Козлиная песнь» К. К. Вагинова и
«Женщина-мыслитель» А. Ф. Лосева
создаются в 20-30-е годы, однако их сближает
не только время создания, но и судьба:
они становятся известны широкому
читателю только в конце ХХ века. Но
главное то, что независимо друг от друга
оба автора обращаются к созданию образа
современницы (Муся в «Козлиной песни»
и Мария Радина в «Женщине-мыслителе»),
избирая в качестве прототипа героини
реальное историческое лицо, великую
пианистку Марию Вениаминовну Юдину.
В докладе анализируются приемы создания этого образа, его роль в тексте и бросающиеся в глаза отличия, которые обусловлены не только различием в замыслах, но и пониманием судьбы Серебряного века.
Роман «Козлиная песнь» можно назвать эпитафией по уходящему Серебряному веку. Об этом говорит не только трагический монолог автора-персонажа о судьбе отвергнутой культуры, но и смерть героини. Намеренно снижая этот образ, автор все же оберегает его от опошления: она всего лишь один из мотивов этой «песни» с предопределенной судьбой. Смерть Муси, как и духовного наследия рубежа веков, в советской эпохе неизбежна.
У А. Ф. Лосева Радина – наиболее рельефное выражение духовного опыта, сформировавшегося на рубеже XIX – XX веков. Воплощением его становится ее музыкальное творчество и жизненная дисгармоничность, для которой герои тщетно пытаются найти логическое обоснование.
Роман А. Ф. Лосева – это антитеза по отношению к роману К. Вагинова, но не в оценке философов Серебряного века, роли женщины или интерпретации личности М. В. Юдиной. Он антитеза в понимании судьбы художественного опыта русской культуры рубежа веков. Главную задачу А. Ф. Лосев видит в том, чтобы раскрыть невероятную сложность этого сокровища, которое нельзя ни убить, ни забыть. И явление Радиной во сне Вершинину после ее трагической гибели символизирует бессмертие этого опыта.
В докладе анализируются приемы создания этого образа, его роль в тексте и бросающиеся в глаза отличия, которые обусловлены не только различием в замыслах, но и пониманием судьбы Серебряного века.
Роман «Козлиная песнь» можно назвать эпитафией по уходящему Серебряному веку. Об этом говорит не только трагический монолог автора-персонажа о судьбе отвергнутой культуры, но и смерть героини. Намеренно снижая этот образ, автор все же оберегает его от опошления: она всего лишь один из мотивов этой «песни» с предопределенной судьбой. Смерть Муси, как и духовного наследия рубежа веков, в советской эпохе неизбежна.
У А. Ф. Лосева Радина – наиболее рельефное выражение духовного опыта, сформировавшегося на рубеже XIX – XX веков. Воплощением его становится ее музыкальное творчество и жизненная дисгармоничность, для которой герои тщетно пытаются найти логическое обоснование.
Роман А. Ф. Лосева – это антитеза по отношению к роману К. Вагинова, но не в оценке философов Серебряного века, роли женщины или интерпретации личности М. В. Юдиной. Он антитеза в понимании судьбы художественного опыта русской культуры рубежа веков. Главную задачу А. Ф. Лосев видит в том, чтобы раскрыть невероятную сложность этого сокровища, которое нельзя ни убить, ни забыть. И явление Радиной во сне Вершинину после ее трагической гибели символизирует бессмертие этого опыта.