«Ярмарка тщеславия» и «Виллетт»: к вопросу о творческом диалоге У. Теккерея и Ш. Бронте
Лариса Владимировна Юркова
Докладчик
магистрант 2 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
191
2014-04-09
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматривается влияние творчества У. Теккерея на роман Ш. Бронте
«Виллетт». Сравнительный анализ женских образов «Ярмарки тщеславия» и «Виллетта»
позволяет говорить о том, что Ребекка Шарп и Эмилия Седли являются некими прототипами
героинь Бронте — Джиневры Фэншо и Полины Хоум де Бассомпьер. Безусловно, они не
точные копии героинь «Ярмарки тщеславия», а общий литературный типаж, обращение
к которому свидетельствует о творческом интересе Шарлотты Бронте к роману
Уильяма Теккерея.
Тезисы
Среди
писателей-современников наиболее любимым автором Шарлотты Бронте являлся Уильям
Теккерей, произведения которого не могли не повлиять на художественные поиски
английской романистки. Цель данной работы состоит в изучении теккереевского
влияния на роман Ш. Бронте «Виллетт».
У. Теккерей, который ввел в литературу
тип честолюбивой авантюристки, решившей добиться высокого положения любой
ценой, дал модель для многих будущих литературных образов. Героиня «Ярмарки
тщеславия» Ребекка Шарп, привлекательная, решительная девушка, стала неким
прототипом образа Джиневры Фэншо из романа «Виллетт». Как и Ребекка, Джиневра обладала
приятной внешностью и была очень коварна, но не столь умна, как героиня Теккерея.
Обе девушки расчетливы и хитры, важной сходной чертой этих образов является также
эгоизм, который движет всеми их поступками и мыслями.
Противоположностью
этих героинь выступают образы Эмилии Седли и Полины Хоум де Бассомпьер. Этих
девушек поддерживает любовь и доброта, они словно излучают ее, являя собой
образец высокой добродетели, ибо чувства злости, ненависти, корысти им совершенно
чужды. Обе юные мисс происходят из благородных семей, обладают прекрасной
внешностью и хорошими манерами. Эмилия
и Полина не умеют лгать, чистота души – их важнейшая отличительная черта. И
именно этим они притягивают и очаровывают людей. Таким
образом, при анализе женских образов «Ярмарки тщеславия» У. Теккерея и
«Виллетта» Ш. Бронте мы обнаружили ряд очевидных общих черт. Можно сказать, что
в характерах Джиневры Фэншо и Полины Хоум присутствуют некоторые свойства теккереевских
героинь, но по-своему воспринятые и помещенные в другие жизненные
обстоятельства. Безусловно, героини Ш. Бронте – это не точные копии Ребекки и
Эмилии, а общий литературный типаж, обращение к которому свидетельствует о
творческом интересе Шарлотты Бронте к роману Уильяма
Теккерея.