Театральность в романе Гарольда Пинтера "Карлики"
Ксения Владимировна Аржанцева
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
201
2014-04-10
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе предметом исследования
является театральный код прозы Гарольда
Пинтера "Карлики". Наследуя традиции
одного из самых загадочных чешских
писателей-модернистов XX века — Франца
Кафки, современный британский писатель, попробовавший себя во всех родах
литературы, создает произведение, в
рамках которого его герои ведут беседы
о Боге и о религии, о реальных человеческих
отношениях и законах мирового общежития.
Драматизм повествования и изобилие
диалогов, составляющих ядро произведения,
позволяют проследить использование
автором сценических приемов и
самоценной игры с самим текстом.
Тезисы
Роман
«Карлики» — роман о языке, культуре,
религии и сложности человеческих
отношений; его герои размышляют о
значении Шекспира, говорят об Иисусе и
Мессии, Бахе; через их диалоги читатель
узнает о том, в чем состоит роль поэта,
друга, отношений вообще. Его герои
нетерпимы к человеческой глупости, для
них жизнь представляет собой сражение
с призраками, с самими собой и миром,
полным лжи и несправедливости. Пинтера,
для того чтобы его понять, необходимо
читать в контексте драматургии,
театрального искусства в целом, потому
как на примере прозаического, как может
показаться на первый взгляд, произведения
виден неоспоримый талант писателя как
реформатора театра, который смело играет
с формой и содержанием, преодолевая
условные рамки текста и выходя за его
пределы. В
этом
романе
Пинтер
продолжает кафкианскую традицию,
что прослеживается
в таких деталях, как построение
диалогов,
составляющих большую часть текста: они буквально
выбрасывают человека как он есть на
всеобщее обозрение; в нем сложно
проследить сюжет, так как его в романе
в традиционном понимании нет, что мы
наблюдаем и у Кафки, где череда действий
героев замкнута в пространственном и
временном континууме; герои надевают
маски до того момента, как к ним приходит
осознание того, что так больше продолжаться
не может, — у Кафки мы наблюдаем
стремительный уход от действительности
за счет стирания собственного лица,
потерю имени. Композиционно
роман поделен на главы, каждая из которых
предстает сценой, с которой произносят
свои диалоги четыре главных героя
«Карликов», являющие собой литературные
портреты окружения Пинтера в хакнинский
период его жизни. Так, Марк
Гилберт — это образ самого автора, в
котором он смело выделил собственные отличительные черты. Надломленность и сложность
отношений между ними заключена в главках,
где читатель погружается в сознание
Лена Вайнштейна, создавшее образ
карликов, злобных и равнодушных, которые в то же
время являются равнодушными "внутритекстовыми зрителями".