Концепция соборного театра Вячеслава Иванова в контексте поисков русского искусства начала ХХ века
Ольга Эдуардовна Маркарян
Докладчик
студент 5 курса
Литературный институт им. Максима Горького, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Литературный институт им. Максима Горького, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
188
2014-04-10
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено концепции
соборного театра Вячеслава Иванова и ее месту в литературных, театральных и
философских поисках начала XX
века. Вяч. Иванов,
одновременно историк-античник и соловьевец-христианин, предлагал концепцию синтетического
действа, которое объединило бы в себе эстетическую, религиозную, катарсическую функции
искусства.
Насколько
утопичны идеи Иванова? Нашли ли они отклик у практиков — писателей, драматургов
и особенно у режиссеров?
Тезисы
Сущность концепции соборного театра Вячеслава Иванова.
Трактовка античного театра у
Иванова. Связь и расхождения с трудом Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».
Сближение Диониса и Христа в представлении Иванова. Оргиальные, религиозные и
мистериальные истоки античного театра. Понятие трагического хора как единения в
катарсисе. Достоевский как предтеча нового трагического искусства. Романы
Достоевского в контексте категорий драматической судьбы. Герои Достоевского как
наследники героев античной трагедии.
Поиски религиозного, соборного, мистериального театра в русском искусстве начала ХХ века. Пьесы-мистерии А. Ремизова, Ф. Соллогуба. Полемика о мистериальности в постановке «Братьев Карамазовых» в Московском Художественном театре в 1911 году, режиссура В. И. Немировича-Данченко. Поиски В. Э. Мейерхольда в области мистериального театра. Постановки Мейерхольдом Метерлинка, Ибсена и других представителей новой драмы в студии на Поварской, театре на Офицерской, а также в петербургских студиях. Постановка Мейерхольдом мистерии «Поклонение кресту» Кальдерона на Башне Вячеслава Иванова.
Поиски религиозного, соборного, мистериального театра в русском искусстве начала ХХ века. Пьесы-мистерии А. Ремизова, Ф. Соллогуба. Полемика о мистериальности в постановке «Братьев Карамазовых» в Московском Художественном театре в 1911 году, режиссура В. И. Немировича-Данченко. Поиски В. Э. Мейерхольда в области мистериального театра. Постановки Мейерхольдом Метерлинка, Ибсена и других представителей новой драмы в студии на Поварской, театре на Офицерской, а также в петербургских студиях. Постановка Мейерхольдом мистерии «Поклонение кресту» Кальдерона на Башне Вячеслава Иванова.