XVII Международная конференция студентов-филологов

Адресат "таинственных повестей" И. С. Тургенева

Яна Ярославовна Агафонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-04-09
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается проблема восприятия «таинственных повестей» И. С. Тургенева читателями-современниками. Эти повести расцениваются как литературная неудача большого автора, тем не менее Тургенев не отказывается от их публикации. Обращение к поэтике и доминирующим стратегиям текста позволяет выявить, какой адресат стоит за ним и в чем причины коммуникативной неудачи.

Тезисы

«Таинственные повести» для критиков-современников оказываются прежде всего плохими, неудавшимися текстами, которые не идут ни в какое сравнение с романами И. С. Тургенева. Но для самого писателя эти повести представляют большую важность. Несмотря на критические отзывы, Тургенев не отказывается от публикации этих повестей. Происходит своего рода провал коммуникации между автором и читателем.
Обращение к поэтике и композиции повестей позволяет разобраться в этой проблеме и предположительно реконструировать такого адресата, который бы благодарно воспринимал все коммуникативные стратегии этих текстов. То есть такого адресата, с которым коммуникативный акт бы непременно состоялся. Комплексный анализ этих текстов позволяет выявить основные стратегии, которые стремятся быть обнаруженными. Основной интерес здесь представляют новеллы, написанные Тургеневым в 60-е — 70-е гг. XIX века и занимающие центральное место в группе «таинственных повестей». Это повести «Призраки» 1863 г., «Собака» 1866 г. и «Сон» 1876 г.
Значимо то, что большое внимание в этих повестях уделено фигуре повествователя и непосредственно его слову. Такое слово можно было бы назвать художественным или принадлежащим художнику-поэту, поскольку оно имеет тщательно выверенную внутреннюю и внешнюю организацию. Тургенев, таким образом, разрабатывает определенный тип художественного сознания со своей системой ценностей. Такое сознание тонко чувствует и фиксирует все явления внутреннего и внешнего мира. Оно не стремится что-то объяснять, а только художественно изображает, описывает. И при этом такое сознание оказывается свободным от идеологических программ. Если текст — это высказывание, то в данном случае оно монологично и форма этого высказывания оказывается важнее содержания.