XVII Международная конференция студентов-филологов

К вопросу о концепте телесности в английской поэзии XVI — XVII вв.

Алсу Аббасовна Акмальдинова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

191
2014-04-09
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка взглянуть на хрестоматийный 130-й сонет У. Шекспира с учетом того, как соотносились в английской сонетной поэзии того времени концепты мужского и женского тела. Как выясняется, намеренное нарушение Шекспиром этого соотношения (проявляющееся в постепенной «активизации» и «материализации» мужского тела, почти не возникавшего в поэзии английских петраркистов, в отличие от женского) характерно для «Shakespeare’s Sonnets» в целом и связано с началом эпохи барокко. Это позволяет, в частности, уточнить связь между творчеством Шекспира и английской барочной поэзией. 

Тезисы

1. 130-й сонет Шекспира вошел в историю литературы как пародия на петраркистскую поэзию. При этом он «необычайно близок» (H. Vendler) к последней, поскольку построен как «каталог». Этот композиционный прием восходит к описанию «фрагментированного тела» (E. Dalmolin) Лауры в «Canzoniere»: то, что у Петрарки мотивировано биографически (облик Лауры воссоздается по памяти), у английских сонетистов становится конструктивным принципом. 
2. Мужское же тело как таковое практически не возникало в поэзии предшественников Шекспира; обычно упоминались лишь условные «очи» и «сердце». 
3. Герой 130-го сонета не просто видит возлюбленную сквозь условный культурно-мифологический флер, как раньше, а выступает по отношению к ней в роли активного перцептора — таким образом, в сонете появляется его тело, хотя и имплицитно.
4. Сонетный герой отныне может самостоятельно оценивать внешность сонетной героини, а значит, постепенно «материализуется» — следовательно, мужское тело становится способным к конкуренции с женским. Так в сонетах возникает образ прекрасного юноши. 
5. На этом «активизация» мужского тела не заканчивается — следующей ее ступенью становится появление в сонетах «физиологических» мотивов. Это и более или менее прямое описание физиологических реакций (20-й и 151-й сонеты), и «изображение вожделения как болезни, угрожающей физическому и психическому здоровью» (M. Schoenfeldt). 
6. В итоге мужское тело у Шекспира «уравнивается» с женским — именно на этом построен сонетный диалог Ромео и Джульетты.
7. «Активизация» мужского тела продолжается в поэзии постшекспировской эпохи (так, в стихотворениях Донна мужское и женское тела равноправны) и доводится до логического предела, в частности, в ряде стихотворений Дж. Уилмота (“The Imperfect Enjoyment”, “On His Prick”). Более того, можно предположить, что для барочной поэзии с ее культом динамизма, изменчивости мужское тело представляет больший интерес, чем более «статичное» (и потому более привлекательное для ренессансной поэзии) женское.