XVII Международная конференция студентов-филологов

Лингвопрагматические способы создания комического в речи персонажей произведений П. Г. Вудхауза

Нина Александровна Ярошенко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2014-04-08
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается явление коммуникативной неудачи как способа создания комического эффекта при передаче диалогического общения, а также способа формирования речевого портрета говорящего на примере речи персонажей произведений П. Г. Вудхауза. Представлена классификация коммуникативных неудач, в основе которой лежит критерий недостатка энциклопедической, лингвистической и интерактивной компетенции. 

Тезисы

Успешность речевого общения зависит от степени осуществления коммуникативных целей говорящих и достижения согласия. В процессе общения могут возникать различные сбои, связанные с частичным или полным неосуществлением коммуникативных целей и намерений говорящего. Такое явление носит название коммуникативной неудачи (КН).
Задачами исследования является выявление параметров коммуникативной ситуации, соответствующей созданию комического эффекта, описание основных причин возникновения КН, а также характеристика явления КН как средства создания речевого портрета говорящего на материале произведений П. Г. Вудхауза.
В ходе исследования было выявлено, около 90% КН возникает по причине недостаточной лингвистической и энциклопедической компетенции говорящих, в то время как оставшиеся 10% приходятся на долю недостаточной интерактивной компетенции.
Причинами недостаточной энциклопедической компетенции служат низкий уровень образованности и различный уровень социокультурного фона участников коммуникации. Недостаточная лингвистическая компетенция проявляется в искажении высказываний на фонетическом уровне языка, буквализации фразеологических единиц, неверном толковании полисемичных слов и двусмысленной формулировке вопросов.
Недостаточная интерактивная компетенция представлена неверной идентификацией референта, нарушением постулатов Принципа Кооперации Г. П. Грайса и различной осведомленностью участников коммуникации о предмете общения. Реакция на КН собеседника определяет возникновение комического эффекта в художественном произведении, который обусловливается наличием одной или нескольких недостаточных компетенций говорящего. 
Речевой портрет говорящего составляют его индивидуальные возрастные, социальные, этнокультурные и лингвистические характеристики, с помощью которых создается образ героя произведения — человека простодушного или интеллектуала.