Особенности поэтического языка Б. Рыжего (на примере сборника стихотворений "Типа песня")
Серафима Александровна Иванова
Докладчик
магистрант 1 курса
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
195
2014-04-10
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Несмотря на особую популярность поэзии Б. Рыжего и высокие оценки его творчества в современном литературоведении и критике, его работы нуждаются в более детальном осмыслении. Особого внимания заслуживает поэтический язык Б. Рыжего, который вобрал в себя самые разнообразные явления художественной речи, начиная с использования поэтизмов, изобразительно-выразительных средств, реминисценций и заканчивая употреблением жаргонной и просторечной лексики. Подобные средства помогали Б. Рыжему выразить неприятие окружающего мира или подчеркнуть наиболее ценные для жизни человека составляющие.
Тезисы
На
общем фоне современной отечественной поэзии отчетливо выделяется трагическая
фигура Бориса Рыжего. Его произведения получили высокие оценки в современном
литературоведении и критике, однако особого внимания заслуживает изучение
поэтического языка Б. Рыжего.
Поэт жил в сложнейшую эпоху, когда старое разрушено, а новое ещё не построилось, то есть личность оказалась предоставлена как бы самой себе. На этом фоне острым до пределов возможного обозначено столкновение с окружающим миром лирического героя, за которым стоит личность Бориса Рыжего.
Конфликт находит выражение на языковом уровне в переплетении жаргонизмов, нецензурной лексики, просторечных слов с поэтизмами и архаизмами: «красавица в осьмнадцать лет», «ливень синеокий». В строках встречаем и профессионализмы – литературные термины, и изменение орфоэпических норм современного русского литературного языка («анапЕст»).
Подобные языковые средства используются с целью передачи неприятия всей той грязной, развратной реальности, в которой «чтобы избежать скуки и смерти надо танцевать… в окруженьи швали…». Лирического героя пронизывает томящее чувство грусти. Проявляются, словно сквозь туман одиночества, очертания темы самоубийства, эта мысль не повергает героя в ужас, а дает дальнейшую пищу для размышлений. Частое использование мотивов смерти или рефлексия о смерти – это одна из отличительных особенностей поэзии Б. Рыжего.
Открытые эмоции и надрыв выражаются у поэта через изобразительно-выразительные средства. Например, антитезу «уютно умирать», а «жить тяжело и неуютно» или самобытные сравнения: друзья для поэта – это «ангелы», и даже больше – ангелы-хранители.
Поэзия Борис Рыжего пронизана аллюзиями и реминисценциями из классической литературы: «Умрем, и все начнется вновь. / И вновь на свете повторится / Скамейка, счастье и любовь».
Все это, ровно как и средства звуковой выразительности, создает особую «музыку» стихотворений поэта Б. Рыжего.
Поэт жил в сложнейшую эпоху, когда старое разрушено, а новое ещё не построилось, то есть личность оказалась предоставлена как бы самой себе. На этом фоне острым до пределов возможного обозначено столкновение с окружающим миром лирического героя, за которым стоит личность Бориса Рыжего.
Конфликт находит выражение на языковом уровне в переплетении жаргонизмов, нецензурной лексики, просторечных слов с поэтизмами и архаизмами: «красавица в осьмнадцать лет», «ливень синеокий». В строках встречаем и профессионализмы – литературные термины, и изменение орфоэпических норм современного русского литературного языка («анапЕст»).
Подобные языковые средства используются с целью передачи неприятия всей той грязной, развратной реальности, в которой «чтобы избежать скуки и смерти надо танцевать… в окруженьи швали…». Лирического героя пронизывает томящее чувство грусти. Проявляются, словно сквозь туман одиночества, очертания темы самоубийства, эта мысль не повергает героя в ужас, а дает дальнейшую пищу для размышлений. Частое использование мотивов смерти или рефлексия о смерти – это одна из отличительных особенностей поэзии Б. Рыжего.
Открытые эмоции и надрыв выражаются у поэта через изобразительно-выразительные средства. Например, антитезу «уютно умирать», а «жить тяжело и неуютно» или самобытные сравнения: друзья для поэта – это «ангелы», и даже больше – ангелы-хранители.
Поэзия Борис Рыжего пронизана аллюзиями и реминисценциями из классической литературы: «Умрем, и все начнется вновь. / И вновь на свете повторится / Скамейка, счастье и любовь».
Все это, ровно как и средства звуковой выразительности, создает особую «музыку» стихотворений поэта Б. Рыжего.