XVII Международная конференция студентов-филологов

Традиция идиллического жанра в сборнике стихотворений "Камень" О. Мандельштама

Татьяна Дмитриевна Пронина
Докладчик
студент 3 курса
Российский государственный гуманитарный университет

188
2014-04-11
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена перформативной стратегии идиллии в поэтическом цикле О. Мандельштама «Камень». За аналитическим обзором современных концепций жанра в лирике следует рассмотрение стихотворения «Раковина» через призму трех конструктивных параметров перформативных стратегий лирического дискурса. Проанализированы основные разновидности неклассической идиллии О. Мандельштама и сделаны выводы относительно взаимосвязи перформативной стратегии покоя с инвариантными чертами поэтики О. Мандельштама и «семантической поэтики».

Тезисы

Рассмотрев жанровый состав первой книги стихотворений О. Мандельштама «Камень», мы пришли к выводу, что в нем доминирует идиллическая жанровая традиция, на почве которой формируется поэтика неклассической идиллии. Центростремительная ценностная архитектоника идиллии, замыкающая круг умиротворенности вокруг субъекта лирического высказывания, оказывается созвучной движению поэтической материи. Видение поэтом соотношения поэзии и реальности идиллическое: реальность, входя внутрь поэтической материи, обретает свое подлинное бытие. Реальность, становясь художественным образом, оказывается способной порождать новую реальность. Таков результат перехода от творческого акта к рефлексии по его поводу и воссозданию этого творческого акта. Данная черта поэтики Мандельштама характерна для семантической поэтики неотрадиционализма (в частности, акмеизма) в целом: обращенность лирического высказывания на самое себя переходит на качественно иной уровень — авторефлексивность. Прецедентный модус самоопределения, оценивающего позитивно все повторяющееся, воспроизводимое, соотносится с другой инвариантной чертой поэтики Мандельштама — панхронической концепцией времени. Лирическая интенция, направленная на поиск соответствий между явлениями разных эпох, обнаруживает сущностное единство всех феноменов жизни, которые реализуют предзаданный образец. Этос идентичности неклассической идиллии в «Камне» концептуализирует Другого как адресата и одновременно адресанта субъективности и единственности человеческого существования. «Я» оказывается экзистенциальным повтором, одним из множества Других. Установка на ментальную соборность сознаний созвучна идиллическому призыву возврата к изначально гармоническому неосинкретическому состоянию мироздания. Ценностная архитектоника горизонтальной соотнесенности «своего» и «чужого» миров трансформируется в «Камне» во взаимодействие «я» и Другого, что обусловливает неклассичность идиллии, реализующей глубинный инвариант жанровой стратегии.