Лексические единицы с эмоционально-оценочным компонентом (на материале статей "art reviews" and "critiques")
Екатерина Игоревна Жеребцова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-04-09
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена исследованию и описанию
эмоционально-оценочной лексики в театральных рецензиях. Подробно
рассматривается и применяется на практике метод компонентного анализа. В
результате выявлено, что прагматический подход является наиболее
продуктивным при изучении данного типа лексических единиц. В их семантике
ведущим оказывается коннотативный компонент. Выбранные слова в ходе анализа
разделяются по группам на основании наличия в них общего коннотативного
значения: положительного или отрицательного.
Тезисы
Объектом работы стали эмоционально-оценочные лексические
единицы (более 100), взятые из театральных рецензий.
Предмет исследования: особенности и характер употребления эмоционально-оценочной лексики в материале такого жанра публицистики, как рецензия. Цель работы: исследовать и описать эмоционально-оценочную лексику, присутствующую в театральных рецензиях, выявить специфику данного явления. Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
— рассмотреть основные подходы к определению лексического значения эмоционально-оценочных лексических единиц;
— определить структуру лексического состава данных единиц и выявить, какое положение в нем занимает эмоционально-оценочный компонент;
— подвергнуть семантическому анализу группы слов с эмоционально-оценочным компонентом.
Главным методом анализа стал компонентный анализ слов, который позволил произвести четкое выделение коннотативных сем, отвечающих за прагматическую составляющую высказывания. В результате исследования теоретических работ лингвистов было выявлено, что наиболее продуктивным подходом при изучении эмоционально-оценочной лексики является прагматический подход, так как данная лексика служит для выражения эмоций говорящего. Выявив структуру семантики данной группы лексических единиц, мы пришли к выводу, что в их лексическом значении содержится прагматический компонент. Он оказывается ведущим, так как главное в семантике таких слов — эмоционально-оценочная квалификация, выражение субъективного отношения к нему. В случае эмоционально-оценочной лексики и оценка, и экспрессия могут иметь свой собственный референт и быть закреплены в денотативном компоненте семантики.
В результате проведения семантического анализа собранный материал был разделен на определенные семантические группы, в которых слова объединены по принципу содержащейся в их лексическом значении общей семы, общего коннотативного значения.
Предмет исследования: особенности и характер употребления эмоционально-оценочной лексики в материале такого жанра публицистики, как рецензия. Цель работы: исследовать и описать эмоционально-оценочную лексику, присутствующую в театральных рецензиях, выявить специфику данного явления. Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
— рассмотреть основные подходы к определению лексического значения эмоционально-оценочных лексических единиц;
— определить структуру лексического состава данных единиц и выявить, какое положение в нем занимает эмоционально-оценочный компонент;
— подвергнуть семантическому анализу группы слов с эмоционально-оценочным компонентом.
Главным методом анализа стал компонентный анализ слов, который позволил произвести четкое выделение коннотативных сем, отвечающих за прагматическую составляющую высказывания. В результате исследования теоретических работ лингвистов было выявлено, что наиболее продуктивным подходом при изучении эмоционально-оценочной лексики является прагматический подход, так как данная лексика служит для выражения эмоций говорящего. Выявив структуру семантики данной группы лексических единиц, мы пришли к выводу, что в их лексическом значении содержится прагматический компонент. Он оказывается ведущим, так как главное в семантике таких слов — эмоционально-оценочная квалификация, выражение субъективного отношения к нему. В случае эмоционально-оценочной лексики и оценка, и экспрессия могут иметь свой собственный референт и быть закреплены в денотативном компоненте семантики.
В результате проведения семантического анализа собранный материал был разделен на определенные семантические группы, в которых слова объединены по принципу содержащейся в их лексическом значении общей семы, общего коннотативного значения.