XVII Международная конференция студентов-филологов

Окказиональные образования в интернет-мемах

Анастасия Владимировна Вешнякова
Докладчик
аспирант
Институт лингвистических исследований РАН

195
2014-04-09
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Активное словотворчество пользователей интернета вызвало интерес к исследованию окказиональной лексики. В докладе рассматриваются окказионализмы, выявленные в интернет-мемах в социальной сети «ВКонтакте» на материале публичных страниц "Психотерапия", "iFace", "iFeed". Представлен анализ некоторых наиболее интересных лексем и тематических групп.

Тезисы

Активное словотворчество интернет-пользователей в социальных сетях вызвало интерес к изучению окказиональной лексики, многообразие которой выявлено на материале интернет-мемов из публичных страниц «iFace», «iFeed» и «Психотерапия» в социальной сети «Вконтакте».
Интернет-мемы – это запоминающиеся шутки, понятия, образы, оформленные в виде картинки. Это единица информации, которая способна повторять себя и воспроизводиться в разных контекстах. 
Были обнаружены окказионализмы, созданные разными способами словообразования. В основном в интернет-мемах действуют непродуктивные способы словообразования. Выбранные лексемы классифицированы по продуктивным и непродуктивным способам словообразования. 
Одним из наиболее частотных средств словообразования является каламбурный способ. Приведем примеры таких окказионализмов: Телепортье, Лепсус, Гриборий, дрыходные, снегодня и пр. (в докладе представлены наиболее популярные способы словообразования с примерами). 
Среди окказионализмов выделяется множество тематических групп. Наиболее значимая из них, куда вошло большее количество окказионализмов, — это «Наименования временных промежутков» с названиями дней недели и месяцев. В ее основе — каламбурный способ словообразования, принцип образования слова по подобию. Приведем несколько примеров: бухабрь, пьянварь, кошмарт, теплюнь, тлеюль, иювгуст, моктябрь, клуббота, бреда, питница, похмельсенье и пр. (в докладе представлены наиболее интересные тематические группы).
Интернет-мем делает какое-либо явление популярным и быстро распространяет его. Но с окказионализмами дело обстоит иначе, ведь окказионализм — это неизвестное языку слово. Создавая его, пользователи, которых в интернете миллионы, не могут заранее договориться о теме или проблеме, которые обусловливают выбор образующегося слова. Тем не менее, проанализировав окказионализмы в совокупности, можно выделить отдельные тематические группы, а также проследить за тем, что интересует современных интернет-пользователей.