Любовная история как сюжетный компонент модернистского романа (жанровое новаторство «парадоксалиста» О. Уайльда)
Алла Алексеевна Расторгуева
Докладчик
магистрант 2 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
191
2014-04-09
16:10 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен проблематике романного
жанра рубежа XIX—XX вв. на примере эмблематичного для той эпохи текста
О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Дается краткий обзор подходов к определению жанровых признаков романа.
Появление таких произведений, как «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Дневник
соблазнителя» С. Кьеркегора и др., позволяют говорить о влиянии модернистской эстетической
парадигмы на трансформацию романного жанра. Творение О. Уайльда анализируется
как определенная романная структура, в которой жанровые признаки романа существенно
осложнены эссеистической «тенденциозностью» автора.
Тезисы
Многочисленные определения и трактовки
жанра романа применимы лишь к произведениям "классическим", то есть
романам эпохи Просвещения и романтизма. Однако на исходе XIX века появляются несколько иные
произведения.
Попытаемся рассмотреть роман «Портрет
Дориана Грея» как особую структуру, для которой особо значимыми являются
взаимоотношения структурных элементов произведения, сюжетных ходов и
ответвлений, меняющих привычные композиционные схемы. Черты подобных «структур» мы можем найти уже в
произведениях У. Теккерея. «Ярмарку тщеславия» он назвал «романом без героя»,
что само по себе противоречит жанру. Бекки Шарп, не являясь героем в
традиционном понимании, как образ является связующим элементом «структуры» произведения.
Ярчайший пример новых «романных
структур» — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Его определяют как эссе,
манифест эстетизма, интеллектуальный роман. Незаслуженно обходится стороной
любовная линия в романе. Традиционно роль героини Сибилы Вэйн видят лишь в
демонстрации идей эстетизма: героиня ставит жизнь превыше искусства и поэтому гибнет. Однако
любовь Дориана Грея к Сибиле Вэйн — это сюжетный связующий компонент, посредством
которого повествователь собирает мозаичную структуру произведения именно в
романный текст. Образ героини-актрисы придает «театральность» авторской манере повествования.
Тем самым задается определенная трактовка
персонажей и развитие самого сюжета. Любовная история, более характерная для
психологического романа, умело вплетается мастером парадоксов О. Уайльдом в
роман полемический, становится своеобразным инструментарием в построении новой романной
структуры. В этом обнаруживается новаторство Уайльда-романиста.