Типы и формы интертекстуальности в документе 4QMMT (Галахическое письмо)
Марианна Александровна Глебушко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2014-04-08
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются типы и
формы интертекстуальности в тексте 4QMMT, который определялся как документ, объясняющий
суть споров кумранитов с Иерусалимским священством. Описаны отдельные формы
установки автора на диалогичность. Представлены результаты исследования в качестве ответов на вопросы: что
является маркерами данного произведения, как сквозь авторский текст начинает проступать
претекст, какие части Торы используются при этом.
Тезисы
В докладе рассматриваются
типы и формы интертекстуальности в
тексте 4QMMT, который определялся как
документ, объясняющий суть споров
кумранитов с Иерусалимским священством.
Описаны отдельные формы установки
автора на диалогичность. Рассмотрев
далеко не полный список цитат, используемых
автором 4QMMT для
построения текста, мы можем сказать, что
этот документ составлен как интертекст
на базе текстов Священного Писания. Актуальны такие вопросы: как сквозь
авторский текст начинает проступать
претекст, какие части Торы используются
при этом и становятся маркерами данного
произведения. Наличие
атрибутивной цитатности показывает,
что автор не стремился ассимилировать
претекст Торы в своем тексте вплоть до
его полного растворения в нем. Скорее
он обращается к тексту Торы, чтобы задать для
него новое звучание и новую актуальность
в современной для автора действительности.
Своё письмо автор 4QMMT составляет не
только по схеме «текст в тексте», но и
«текст о тексте». Индивидуальной чертой
его стиля является повторяющийся в
разных формах парафраз. Обращаясь к
разным формам интертекстуальности,
автор выводит новый способ прочтения
старого текста. Автор 4QMMT активно
прибегает к аллюзии, снимает прежнее
деление на слова, строки и отдельные
формообразования, прибегает к «расщеплению»
претекста, когда структура текста,
подчиняясь сквозной идее «разрыва»,
разделяется на мелкие строфы для
увеличения степени их свободы, использует
реминисценцию, инверсию, создает вариации
исходного текста, подражания,
обращается к «объему общей памяти»
автора и читателя и пользуется метафорой.
Можно сказать, что автор 4QMMT, определяя
в процессе творчества отношение своего
текста к другим текстам, вырабатывает
свою эстетико-мировоззренческую позицию
и те художественные формы, которые
наиболее адекватным образом позволяют
ее выразить.