Христологическое толкование представления о пророке Ионе в творчестве Ефрема Сирина
Софья Владимировна Фомичева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2014-04-10
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблема христологического толкования образа
пророка Ионы в творчестве сирийского поэта-богослова IV в. Ефрема Сирина (на
материале гомилии «Об Ионе», гимнов «О
девстве» (гимны 42−50) и комментария на «Диатессарон»).
Тезисы
В
творениях отцов Церкви II-IV вв. н. э. наблюдается частое обращение к тексту книги
пророка Ионы, что связано с истолкованием истории Ионы применительно к смерти и
воскресению Иисуса в Евангелиях (Мф 12: 39–41; Мф 16: 4; Лк 11: 29–32). В
III-IV вв. появляются полные комментарии к книге пророка Ионы. Одними из
первых подобных комментариев были творения сирийского поэта-богослова
Ефрема Сирина (306–373). Он посвятил пророку Ионе два произведения: гомилию «Об
Ионе» и гимны «О девстве» (гимны 42−50). В отличие от святоотеческой экзегезы
(например, Иероним Блаженный, Феодор Мопсуэстийский), стремившейся видеть в
Ионе прообраз Иисуса Христа, в произведениях Ефрема Сирина как будто бы
отсутствует подобное толкование. Так, в тексте гомилии «Об Ионе» нет ни одного
употребления имен Иисус, Помазанник, Сын, Спаситель, отсутствуют аллюзии на Мф
12: 39-41. Кроме единственного пассажа (О девстве 42:29), Ефрем нигде прямо не
называет Иону «символом» (r’z’ / twps’) Христа, зато сравнивает
его с историческими деятелями (Юлиан Отступник), ветхозаветными (Авраам, Исаак,
Моисей, Иисус Навин) и новозаветными персонажами (Симон Петр). Однако при
более внимательном анализе мы убеждаемся, что христологическое толкование
образа пророка Ионы в произведениях сирийского богослова все-таки присутствует,
хотя и выражено не столь явно, как у других отцов Церкви. Во-первых, на это нам
указывает пассаж 42:29: «Раб (Иона) нес «символы» (r’zʼ) своего
Господина // в своем зачатии, рождении и в воскрешении». Кроме того, само
включение десяти гимнов, посвященных Ионе, в состав собрания гимнов «О девстве»
уже говорит за христологическое истолкование образа пророка у Ефрема, так как
центральной темой произведения как раз и является поиск прообразов Спасителя в
Ветхом Завете. Но, конечно же, наиболее полно христологическое толкование
представления о пророке Ионе раскрывается в комментарии Ефрема Сирина на
«Диатессарон» (11: 1−3).