Детские образы в романах Стивена Кинга «Сияние» и «Кэрри»: мифология и «социальная критика»
Анаит Суреновна Григорян
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-04-10
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются два типа детских образов («ребёнок – герой и провидец» и «ребёнок
– критик, судья и палач общества»), представленных в творчестве Стивена Кинга,
на примере его ранних романов «Сияние» и «Кэрри». Исследование детских образов
и проблематики взаимоотношений детей со взрослыми в текстах писателя позволяет
определить, насколько его произведения отвечают общим принципам популярной
литературы и благодаря чему воспринимаются как нетипичные для неё. Особое
внимание уделяется мифологической и социально-критической составляющим
творчества Стивена Кинга.
Тезисы
Стивен Кинг (род. 21 сентября 1947 года) – это на сегодняшний день один из
самых популярных американских писателей как в США, так и в мире. Его имя стало
практически синонимом популярной литературы в жанрах "ужасов", триллера и "фэнтези". Однако всё чаще американские исследователи склоняются к тому, чтобы
признать творчество Кинга классикой американской литературы.
Значительная часть произведений писателя либо написана от лица ребёнка,
либо повествует о детях, благодаря чему его можно назвать также одним из создателей образа ребёнка в современной американской литературе. Исследование
детских образов, проблематики взросления и взаимоотношений детей со взрослыми в
его текстах помогает определить, насколько произведения С. Кинга отвечают общим
принципам популярной литературы, и в то же время позволяет выявить их
оригинальность и самобытность.
Уделяя особое внимание мифологической и социально-критической
составляющим творчества Стивена Кинга, мы рассматриваем два типа детских
образов, представленных в его текстах, на примере ранних романов «Сияние» и
«Кэрри»: «ребёнок – герой и провидец» и «ребёнок – критик, судья и палач
общества». Если первый образ и связанная с ним модель взросления (прохождения
инициатического испытания) полностью соответствует «правилам» построения
произведений, принадлежащих к популярной литературе, то второй образ во многом
им противоречит.
В результате мы приходим к
выводам, что тексты писателя, в целом принадлежа к популярной литературе,
содержат нехарактерные для неё черты, главной из которых является трагический
финал, победа зла над добром. Используя в своём творчестве архетипические
«невинные и героические» детские образы, Стивен Кинг делает их инструментом
жёсткой критики отдельных социальных реалий. Мир взрослых в его романах
противопоставлен миру детей как ограниченный, жестокий и в целом греховный.
Взрослые, вторгаясь в мир детей, препятствуют их нормальному взрослению,
прививают детям свои пороки и страхи.