Функции интерьера и пейзажа в поэтическом сборнике И. А. Бродского «Урания» (1987)
Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2014-04-11
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу семантических функций пейзажа и интерьера как элементов формирования пространственных отношений в поэтическом универсуме И. Бродского на примере стихотворений из сборника «Урания» (1987). Главной задачей исследования является попытка типологизировать пейзажные и интерьерные функции, реализуемые в текстах, составивших указанный сборник стихов.
Тезисы
В
поэтике И. Бродского категория
«пространства», как и категория «времени»,
является одним из смысловых центров
конструирования художественного мира.
На
сегодняшний день данный компонент
художественной системы поэта изучен
достаточно подробно, однако большинство
исследователей рассматривает
«пространство» в творчестве И. Бродского
как философскую константу, представляя
ее как элемент художественной идеологии,
нежели как индекс структурных отношений
внутри поэтического текста. Вместе с
тем пространственные параметры в лирике
поэта являются основой миромоделирования
и требуют анализа механизмов их
репрезентации в конкретных стихотворениях.
В
сборнике И. Бродского «Урания» можно
выделить следующие окказиональные
функции пейзажно-интерьерных изображений
пространства: 1) «хаотическая»; 2)
«временная» 3) «рефлекторная»; 4)
«метафорическая»; 5) «проспекционная»;
6)
«антипейзажная / антиинтерьерная /
самоотстраняющая».
Каждая из них получает
концептуальное наполнение в процессе
взаимодействия с другими элементами
художественного универсума поэта.
Посредством пейзажа и интерьера в
поэтике И. Бродского реализуются основные
идеи его миропредставления. Можно
заключить, что поэт стремится к
самоизоляции своего лирического героя,
тем самым делая его посторонним
мыслителем, создаёт «хаотическое»
пространство для достижения идеального
бытия - «не-пространства». Кроме того, автор
рефлексирует относительно своего и
мирового прошлого, моделирует свою
картину будущего, реализуемую через
проспекционные образы. Идея
«не-пространства», идея присутствия
вне времени и пространства у Бродского
воплощается через сложные метафоры и
«временные» образы, которые направлены
на заострение внимания читателя на том, что
пространство, вещь и время находятся в
перманентном конфликте друг с другом,
что их существование зависит от этой
борьбы. Однако для Бродского это видение отношений
между такими философскими категориями, как «время», «пространство» и «вещь», не является единственным.