Анри Гильбо и Владимир Маяковский: «большевик искусства» глазами французского левого поэта
Людмила Владимировна Слуцкая
Докладчик
доцент
Беларусский государственный университет
Беларусский государственный университет
198
2014-03-15
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Анри Гильбо – французский левый поэт, один из основоположников французского варианта футуризма –
динамизма, который в течение пяти лет жил и работал в Советской России, был членом Союза работников науки, искусства и
литературы, входил в состав Французской группы коммунистов, участвовал в
литературных вечерах в кафе Союза поэтов.Гильбо один из первых французов, приоткрывший завесу процессов, происходивших в литературной среде новой
России для зарубежной публики. Его статьи и воспоминания оказали значительное влияние на
формирование положительного образа Советской России за рубежом.
Тезисы
Одним из тех, кто внес вклад в исследование литературного процесса Советской России является
французский поэт, один из основоположников французского варианта футуризма –
динамизма Анри Гильбо. В течение пяти лет он жил и работал в Советской России,
был членом Союза работников науки, искусства и литературы, входил в состав
Французской группы коммунистов, участвовал в литературных вечерах в кафе Союза
поэтов (более известное как кафе «Домино») и Дома печати.
Работы этого французского
поэта не только изобилуют малоизвестными, необычайно ценными фактами и
наблюдениями, изображениями многих известных писателей и поэтов первой половины
ХХ в., но и воскрешают духовную атмосферу той эпохи. И в данном случае он не
сторонний наблюдатель, а человек «своего круга», близко И. Аксенова, В.
Маяковского, Вс. Мейерхольда.
Анализ творчества Маяковского,
предложенный французским интеллектуалом в воспоминаниях [1] и статьях, посвященных советскому поэту [2; 3], демонстрирует развернутую и взвешенную оценку
поэзии советского футуриста, глубокое проникновение в текст и прекрасное
понимание своеобразия художественного слова советского поэта. Считая
Маяковского «величайшим поэтом СССР и одним из величайших лириков» того
времени, Гильбо называл его «большевиком искусства», который подобно «русскому
Уитмену воспевает Русь»
[3].
Гильбо как представитель «динамизма», не просто анализирует советский футуризм
на основе произведений Маяковского, но и сравнивает его с европейским.
Его оценки творчества Маяковского в
высшей степени знаменательны и колоритны, поскольку он видел Маяковском не
только новатора, но и «пламенного лирика, воодушевляющего массы», и «сатирика,
способного на проклятья и высмеивание» [3].
1. Guilbeaux, H. Du Kremlin au Cherche-midi. – Paris, 1933.
2. Guilbeaux, H. Meyerhold en terre d’Europe, Maïakovsky
dans la terre russe // Humbles. – 1930. – № 5–6.
3. Владимир Маяковский
(статья). – РГАЛИ. – Фонд 336. – Оп. 7. – Д. 57.