XLIII Международная филологическая научная конференция

Анри Гильбо и Владимир Маяковский: «большевик искусства» глазами французского левого поэта

Людмила Владимировна Слуцкая
Докладчик
доцент
Беларусский государственный университет

198
2014-03-15
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Анри Гильбо – французский левый поэт, один из основоположников французского варианта футуризма – динамизма, который в течение пяти лет жил и работал в Советской России, был членом Союза работников науки, искусства и литературы, входил в состав Французской группы коммунистов, участвовал в литературных вечерах в кафе Союза поэтов.Гильбо один из первых французов, приоткрывший завесу процессов, происходивших в литературной среде новой России для зарубежной публики. Его статьи и воспоминания оказали значительное влияние на формирование положительного образа Советской России за рубежом.

Тезисы

Одним из тех, кто внес вклад в исследование литературного процесса Советской России является французский поэт, один из основоположников французского варианта футуризма – динамизма Анри Гильбо. В течение пяти лет он жил и работал в Советской России, был членом Союза работников науки, искусства и литературы, входил в состав Французской группы коммунистов, участвовал в литературных вечерах в кафе Союза поэтов (более известное как кафе «Домино») и Дома печати. Работы этого французского поэта не только изобилуют малоизвестными, необычайно ценными фактами и наблюдениями, изображениями многих известных писателей и поэтов первой половины ХХ в., но и воскрешают духовную атмосферу той эпохи. И в данном случае он не сторонний наблюдатель, а человек «своего круга», близко И. Аксенова, В. Маяковского, Вс. Мейерхольда. Анализ творчества Маяковского, предложенный французским интеллектуалом в воспоминаниях [1] и статьях, посвященных советскому поэту [2; 3], демонстрирует развернутую и взвешенную оценку поэзии советского футуриста, глубокое проникновение в текст и прекрасное понимание своеобразия художественного слова советского поэта. Считая Маяковского «величайшим поэтом СССР и одним из величайших лириков» того времени, Гильбо называл его «большевиком искусства», который подобно «русскому Уитмену воспевает Русь» [3]. Гильбо как представитель «динамизма», не просто анализирует советский футуризм на основе произведений Маяковского, но и сравнивает его с европейским. Его оценки творчества Маяковского в высшей степени знаменательны и колоритны, поскольку он видел Маяковском не только новатора, но и «пламенного лирика, воодушевляющего массы», и «сатирика, способного на проклятья и высмеивание» [3]. 1. Guilbeaux, H. Du Kremlin au Cherche-midi. – Paris, 1933. 2. Guilbeaux, H. Meyerhold en terre d’Europe, Maïakovsky dans la terre russe // Humbles. – 1930. – № 5–6. 3. Владимир Маяковский (статья). – РГАЛИ. – Фонд 336. – Оп. 7. – Д. 57.