Дискурс насилия в экранизациях Джо Райта
Юлия Викторовна Донскова
Докладчик
старший преподаватель
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
кинозал
2014-03-14
19:20 -
20:00
Ключевые слова, аннотация
Предметом
рассмотрения являются экранизации романов «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и
«Искупление» И. Макъюэна, сделанные английским режиссером Джо Райтом. Насилие
рассматривается как одна из стилевых доминант кинотекста. Акцент сделан на эмоциональных, психологических
формах насилия, имеющих как внешний импульс (общественные устои и мораль,
стереотипы), так и внутреннюю мотивацию героев. Анализируется смысловая
нагруженность деталей, намеки, типы подтекста в киноадаптациях.
Тезисы
Дискурс
насилия в экранизациях Джо Райта
1. Романы
«Анна Каренина» Л. Н. Толстого и «Искупление» И. Макъюэна связаны режиссерской
работой Джо Райта. Однако это не единственное, что объединяет два произведения
авторов, принадлежащих к разным эпохам и культурам. Экранизации данных романов объединяет
дискурс насилия как одна из стилевых
доминант кинотекста. Инициаторами подобной дискурсивной практики выступают
авторы экранизируемых произведений –
Л. Н. Толстой и И. Макъюэн.
2. Насилие в экранизируемых произведениях выступает на
эмоциональном, психологическом, бытийном уровне, имея внешний импульс (общественные
устои и мораль, стереотипы, догматические установки), так и внутреннюю
мотивацию героев. Эмоциональное насилие осознанно (Анна Каренина) или в силу внешних
обстоятельств (Сесилия Толлис, Тоби) приводит к физической гибели героев.
3. Насилие как форма диктует свой арсенал художественных
средств. В экранизациях режиссер активно
использует смысловую нагруженность деталей, аллюзии, подтекст, вывод авторской
позиции за пределы содержания текста. Пространственная локализация киноадаптаций
романов дает гораздо больше возможностей для экранного раскрытия
психологических мотивировок героев. Перевод словесного ряда в визуальный
заставляет режиссера обращаться к аллюзиям из русской и европейской живописи.