Представление о грехах и пороках в обиходном языке Московской Руси XVI–XVII веков
Максим Сергеевич Шишков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
164
2014-03-14
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
проводится сравнение обиходных представлений о грехах и пороках, отраженных в
языке Московской Руси, с принятым в Православной церкви взглядом на грех. Отмечаются наиболее яркие примеры
несоответствия обиходного и религиозного представлений, отраженных в лексике
исследуемого периода. Источником материала послужили данные первых 6 выпусков
«Словаря обиходного русского языка Московской Руси XVI–XVII вв.» и его картотеки.
Тезисы
Обиходный язык
Московской Руси представляет особый интерес с точки зрения семантических и
словообразовательных процессов. В это время формируются наиболее важные с точки
зрения становления языковой картины мира словообразовательные и тематические
группы.
Представление о грехах и пороках является одним из ярких маркеров, указывающих на ценностные ориентиры, которые приняты в данной лингвокультуре. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой разделения собственно языковых, обиходных представлений и представлений религиозных, которые также находят отражение в языке.
По отношению к исследуемому периоду истории русского языка можно заметить, что в обиходном языке присутствуют и религиозные концепты, эксплицирующие грех и порок. Здесь мы можем увидеть блуд, гордыню и др. наименования грехов, но не все осуждаемые церковью грехи и пороки будут в равной степени отражены в обиходном языке, хотя, несомненно, религиозный компонент сыграл значительную роль при формировании этих представлений.
Так, ряд наиболее осуждаемых носителями языка пороков представлен в обиходном языке Московской Руси большими словообразовательными гнездами (например, слова с корнем -блуд-/-бляд-) или тематическими группами (например, то, что относится к пьянству).
Изучение соотношения религиозной и языковой картин мира на основе анализа лексики обиходного русского языка Московской Руси позволяет увидеть пути развития ценностно-смыслового пространства, ставшего в дальнейшем базой для современной русской лингвокультуры.
Представление о грехах и пороках является одним из ярких маркеров, указывающих на ценностные ориентиры, которые приняты в данной лингвокультуре. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой разделения собственно языковых, обиходных представлений и представлений религиозных, которые также находят отражение в языке.
По отношению к исследуемому периоду истории русского языка можно заметить, что в обиходном языке присутствуют и религиозные концепты, эксплицирующие грех и порок. Здесь мы можем увидеть блуд, гордыню и др. наименования грехов, но не все осуждаемые церковью грехи и пороки будут в равной степени отражены в обиходном языке, хотя, несомненно, религиозный компонент сыграл значительную роль при формировании этих представлений.
Так, ряд наиболее осуждаемых носителями языка пороков представлен в обиходном языке Московской Руси большими словообразовательными гнездами (например, слова с корнем -блуд-/-бляд-) или тематическими группами (например, то, что относится к пьянству).
Изучение соотношения религиозной и языковой картин мира на основе анализа лексики обиходного русского языка Московской Руси позволяет увидеть пути развития ценностно-смыслового пространства, ставшего в дальнейшем базой для современной русской лингвокультуры.