XLIII Международная филологическая научная конференция

Россия как точка наблюдения вестернизирующейся Польши в эссе Виктора Ерофеева и Анджея Стасюка

Анна Стрыяковска
Докладчик
аспирант
Университет им. Адама Мицкевича (Познань)

4-У
2014-03-13
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад является компаративистским анализом эссе Вик. Ерофеева и А. Стасюка. Одним из факторов, объединяющих творчество авторов, является образ Центральной Европы как региона лишающегося своих ценностей под давлением западной либеральной демократии. Объединяющаяся Европа оказывается дегуманизированным пространством, заведенным в тупик из-за чрезмерной политкорректности. Польше отведена роль периферийного потребителя достижений позднего капитализма, в то время как сохранившая четкую идентичность Россия становится адекватной точкой наблюдения вестернизирующихся стран «новой Европы».

Тезисы

Главной целью предлагаемого доклада является компаративистский анализ избранных эссе Виктора Ерофеева и Анджея Стасюка. В круг наших исследований войдут произведения Ерофеева, собранные в томах «Мужчины», «Русский апокалипсис», «Свет дьявола» и «Бог X» и эссе Стасюка «Фадо», «Дневник, написанный позже» и «Нет кофеварок у желтых дорог». Творчество представляющих восточноевропейское культурное пространство Виктора Ерофеева и Анджея Стасюка объединяет ряд факторов: использование эссе и публицистических форм, деконструкция ограничений родных культур в духе горького патриотизма, обращение к мотиву путешествия как точки наблюдения собственной страны и конструирование нарратива о восточноевропейской идентичности в эпоху постмодерна. Для последних эссе русского и польского авторов характерен в частности образ Центрально-Восточной Европы как региона лишающегося своих оригинальных ценностей под давлением западной либеральной демократии, который и находится в центре нашего внимания. Следует отметить, что Ерофеев, часто воспринимаемый критикой как бесспорный западник, все чаще обнажает недостатки современной западной культуры, видя в них угрозу для совместного европейского будущего. Такой подход давно характерен для творчества Стасюка. Объединяющаяся Европа оказывается в данном контексте дегуманизированным пространством, заведенным в тупик из-за чрезмерной политкорректности. Оба автора отмечают, что расширение Евросоюза не устранило холодновоенного деления Европы. Польша заняла в ЕС позицию периферийного потребителя достижений позднего капитализма, предусмотренной для нее Западом, и все больше погружается в бездну деструктивных крайне консервативных схем мышления. Хотя эти проблемы не чужды и России, ей удается сохранить четкую идентичность и энергию, необходимую для прогресса. На этом основании современная Россия становится для авторов адекватной точкой наблюдения вестернизирующихся стран «новой Европы».