Россия как точка наблюдения вестернизирующейся Польши в эссе Виктора Ерофеева и Анджея Стасюка
Анна Стрыяковска
Докладчик
аспирант
Университет им. Адама Мицкевича (Познань)
Университет им. Адама Мицкевича (Познань)
4-У
2014-03-13
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
является компаративистским анализом эссе Вик. Ерофеева и А. Стасюка. Одним из факторов,
объединяющих творчество авторов, является образ Центральной Европы как региона
лишающегося своих ценностей под давлением западной либеральной демократии. Объединяющаяся
Европа оказывается дегуманизированным пространством, заведенным в тупик из-за чрезмерной
политкорректности. Польше отведена роль периферийного потребителя достижений
позднего капитализма, в то время как сохранившая четкую идентичность Россия становится
адекватной точкой наблюдения вестернизирующихся стран «новой Европы».
Тезисы
Главной целью предлагаемого
доклада является компаративистский анализ избранных эссе Виктора Ерофеева и Анджея
Стасюка. В круг наших исследований войдут произведения Ерофеева,
собранные в томах «Мужчины», «Русский апокалипсис», «Свет дьявола» и «Бог X» и эссе Стасюка «Фадо», «Дневник,
написанный позже» и «Нет кофеварок у желтых дорог».
Творчество представляющих
восточноевропейское культурное пространство Виктора Ерофеева и Анджея Стасюка объединяет
ряд факторов: использование эссе и публицистических форм, деконструкция
ограничений родных культур в духе горького патриотизма, обращение к мотиву
путешествия как точки наблюдения собственной страны и конструирование нарратива
о восточноевропейской идентичности в эпоху постмодерна. Для последних эссе русского и польского
авторов характерен в частности образ Центрально-Восточной Европы как региона
лишающегося своих оригинальных ценностей под давлением западной либеральной
демократии, который и находится в центре нашего внимания. Следует отметить, что
Ерофеев, часто воспринимаемый критикой как бесспорный западник, все чаще обнажает
недостатки современной западной культуры, видя в них угрозу для совместного европейского
будущего. Такой подход давно характерен для творчества Стасюка. Объединяющаяся
Европа оказывается в данном контексте дегуманизированным пространством,
заведенным в тупик из-за чрезмерной политкорректности. Оба автора отмечают, что
расширение Евросоюза не устранило холодновоенного деления Европы. Польша заняла
в ЕС позицию периферийного потребителя достижений позднего капитализма,
предусмотренной для нее Западом, и все больше погружается в бездну
деструктивных крайне консервативных схем мышления. Хотя эти проблемы не чужды и
России, ей удается сохранить четкую идентичность и энергию, необходимую для прогресса.
На этом основании современная Россия становится для авторов адекватной точкой наблюдения вестернизирующихся стран «новой Европы».