Повествовательная система Л. Н. Толстого (1880–1900-е гг.)
Ирина Эдуардовна Васильева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-12
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматривается система повествования, характерная для позднего
творчества Л. Н. Толстого, и ее связь с эволюцией типов художественного
сознания.
Тезисы
Существует
несколько устойчивых контекстов рассмотрения позднего творчества Л. Н. Толстого:
контекст характерных для него в эти годы религиозно-философских и эстетических
исканий; контекст кризиса романа и кризиса реализма; контекст русского
модернизма. Все контексты обнаруживают и каждый по-своему дополняют главную
установку повествования Толстого – попытку соединить фикциональное слово
литературы с учительной задачей проповеди. В результате в повествовательной
структуре одного произведения сталкиваются принципиально различные модели: имитирующая
коммуникативное диалогическое равенство модель литературного повествования и подчеркнуто
выстраивающая иерархию коммуникативных уровней модель проповеди. Варианты
механизмов реализации различных коммуникативных заданий в рамках одной
повествовательной инстанции определяют специфику «художественной проповеди» в
позднем творчестве Толстого. Двойственная природа этого вида повествования порождает
тенденцию к усилению внетекстовых повествовательных инстанций и к размыванию
границ повествуемого мира. Функционирование этой модели в культуре к.XIX – нач.XX
вв. непосредственно связано с вопросом об эволюции типов художественного
сознания.