XLIII Международная филологическая научная конференция

Лексика музыкального искусства в составе заимствований в русском языке первой половины XIX века

Ирина Борисовна Дягилева
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

164
2014-03-14
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме изучения лексики музыкального искусства в русском языке первой половины XIX века. На материале газет «Санкт-Петербургские ведомости» и «Северная пчела» рассматриваются вопросы вхождения в русский язык новых музыкальных терминов, их функционирования и словообразовательной активности. 

Тезисы

Музыкальное искусство являлось одной из доминант культурной жизни России XIX века. В газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Северная пчела» в разделах «Фельетон», «Смесь», «Петербургские городские новости» регулярно рецензировались новые музыкальные спектакли и концерты. Изучение материалов прессы позволяет выявить новую музыкальную лексику в составе заимствований русского языка первой половины XIX в. (дуэттино, риторнель, демольный, терцет, фермата и др.), проследить словообразовательную активность уже освоенных русским языком заимствований (дирижер, дирижировать, дирижировка; контральт, контральтовый). Одной из прослеживаемых тенденций стало появление наименований лиц женского пола (виолончелистка, виртуозка, композиторша, концертантка), а также следует отметить склонение существительных на -о, позже не закрепившееся нормой (несколько пианинов, замечательные сольфеджии). Наблюдения над языком газет показали, насколько широко была употребительна терминология музыкально-исполнительского искусства, что отражало высокий уровень музыкальной культуры образованного общества в России XIX в.