Лексика музыкального искусства в составе заимствований в русском языке первой половины XIX века
Ирина Борисовна Дягилева
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
164
2014-03-14
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен проблеме изучения
лексики музыкального искусства в русском языке первой половины XIX века. На материале газет
«Санкт-Петербургские ведомости» и «Северная пчела» рассматриваются вопросы вхождения
в русский язык новых музыкальных терминов, их функционирования и
словообразовательной активности.
Тезисы
Музыкальное
искусство являлось одной из доминант культурной жизни России XIX века. В
газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Северная пчела» в разделах «Фельетон», «Смесь», «Петербургские городские
новости» регулярно рецензировались новые музыкальные спектакли и концерты. Изучение
материалов прессы позволяет выявить новую музыкальную лексику в составе
заимствований русского языка первой половины XIX в. (дуэттино, риторнель, демольный, терцет,
фермата и др.), проследить словообразовательную активность уже освоенных
русским языком заимствований (дирижер, дирижировать, дирижировка; контральт,
контральтовый). Одной из прослеживаемых тенденций стало появление наименований
лиц женского пола (виолончелистка, виртуозка, композиторша, концертантка), а
также следует отметить склонение существительных на -о, позже не закрепившееся
нормой (несколько пианинов, замечательные сольфеджии).
Наблюдения над
языком газет показали, насколько широко была употребительна терминология музыкально-исполнительского
искусства, что отражало высокий уровень музыкальной культуры образованного
общества в России XIX в.