«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»: нарратив об утраченной империи
Дарина Анатольевна Мельник
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-11
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В данном докладе автор анализирует восприятие романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк (2003) международным читательским сообществом. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» работает с концептуальной историей Англии, внешне находясь в рамках дискурса XIX века, но в то же время переписывая его. Прибегая к исследованиям читательской аудитории (audience studies), когнитивным исследованиям культуры и исследованиям популярной литературы, автор делает выводы о роли мифологемы «утраченной империи» в формировании списков английских бестселлеров на примере романа Кларк.
Тезисы
Самым важным событием на рынке британских
романов в XXI
веке являются, конечно, книги Дж. Роулинг. В 2004 году, на пике
волны популярности произведений о юном волшебнике, “Bloomsbury”, то же
издательство, которое опубликовало книги Роулинг, напечатало сразу 250 тысяч копий
нового романа о магии – «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк с
иллюстрациями Поршии Розенберг. Книга почти сразу же стала бестселлером.
Роман «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» представляет собой альтернативную историю, основанную на идее о том, что практическая магия, когда-то существовавшая в Англии, возвращается туда опять. С. Кларк анализирует само понятие «английскости», соотношение между Севером и ЮгоА, «переписывая» концептуальную историю Англии.
Следуя убеждению большинства серьезных исследователей популярной литературы, вопрос, прилагаемый к феномену популярности, это не «что?», а «когда?». Почему роман Кларк был написан и прочитан именно в нулевые? Коллективное сознание Англии во времена после Маргарет Тэтчер подернуто тоской об утраченной империи, и, что более важно, Англия воспринимается примерно так же международной читательской аудиторией. Вопрос, с которого начинает разворачиваться действие в книге – это «почему в Англии больше никто не занимается магией?», что можно перевести как «что же случилось с великой империей?».
Текст написан в стиле романов XIX века (Дж. Остин, Дж. Мередит, Ч. Диккенс) и инкорпорируе разнообразные литературные традиции (готический роман, байронический герой и т. д.). Однако роман Кларк отличается тем, что его стиль сделан таким сознательно – для него характерны маркеры очарованности культурными формулами и дискурсом Англии той эпохи. Релевантность нарратива об утраченной империи подчеркнута характерной медлительностью рассказывания (что, возможно, работает как еще один прием – читатель должен привыкнуть к экзотическому вкусу ностальгии Кларк), особенностями наррации и магии (которая очень зависит от потребностей истории).
Роман «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» представляет собой альтернативную историю, основанную на идее о том, что практическая магия, когда-то существовавшая в Англии, возвращается туда опять. С. Кларк анализирует само понятие «английскости», соотношение между Севером и ЮгоА, «переписывая» концептуальную историю Англии.
Следуя убеждению большинства серьезных исследователей популярной литературы, вопрос, прилагаемый к феномену популярности, это не «что?», а «когда?». Почему роман Кларк был написан и прочитан именно в нулевые? Коллективное сознание Англии во времена после Маргарет Тэтчер подернуто тоской об утраченной империи, и, что более важно, Англия воспринимается примерно так же международной читательской аудиторией. Вопрос, с которого начинает разворачиваться действие в книге – это «почему в Англии больше никто не занимается магией?», что можно перевести как «что же случилось с великой империей?».
Текст написан в стиле романов XIX века (Дж. Остин, Дж. Мередит, Ч. Диккенс) и инкорпорируе разнообразные литературные традиции (готический роман, байронический герой и т. д.). Однако роман Кларк отличается тем, что его стиль сделан таким сознательно – для него характерны маркеры очарованности культурными формулами и дискурсом Англии той эпохи. Релевантность нарратива об утраченной империи подчеркнута характерной медлительностью рассказывания (что, возможно, работает как еще один прием – читатель должен привыкнуть к экзотическому вкусу ностальгии Кларк), особенностями наррации и магии (которая очень зависит от потребностей истории).