Русская классическая литература в рецепции европейских интеллектуалов рубежа XIX-XX вв.: эстетика, этика, политика.
Наталья Савельевна Мовнина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-12
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен роли русской классической литературы в построении идентичности европейских
интеллектуальных элит в первые десятилетия XX века. Основное внимание будет уделено рецепции
Л. Толстого и Ф. Достоевского социально
ориентированными мыслителями – Г. Лукачем и М. Вебером.
Тезисы
На рубеже XIX–XX столетий в европейских странах ощущается необходимость новых
интеллектуальных парадигм для осмысления современной эпохи. Исчерпанность
позитивистского мышления, сознание кризиса старой культуры и предчувствие
«неслыханных перемен», наряду с
формированием европейских вариантов национализма, – таков общий контекст поисков, в которые
оказалась вовлечена русская литература второй половины XIX века. Можно
говорить о существовании различных моделей использования русской литературы для
обсуждения тех актуальных вопросов,
которые ставила современная эпоха перед интеллектуальными и литературными
кругами. Так, «стратегии импортирования»
русского романа во Франции в конце XIX века («Русский роман» Э.-М. де Вогюэ),
направленные против литературного натурализма, предстают выражением
неоконсервативных тенденций и имеют определенную связь с формированием
националистического дискурса.
Реконструкция позиций венгерского философа Георга Лукача и немецкого
социолога и философа Макса Вебера, общавшихся друг с другом в 1910-х годах и
взаимно влиявших друг на друга, предполагает более подробный анализ их текстов
и высказываний о двух главных русских романистах – Л. Толстом и Ф. Достоевском
– в связи с собственной
концептуализацией этими мыслителями ситуации
«кризиса культуры». Взаимные переклички
и расхождения в их интерпретации русских писателей позволяют судить о
политических импликациях их обращения к русской литературе, а также говорить о доминировании
в их прочтении этической проблематики. Так, у
Вебера этический аспект связан с обсуждением судьбы политических
движений и институций. В то же время Лукач
в своих ранних текстах прибегает к
творчеству Толстого и Достоевского в поисках новой духовной перспективы в той
ситуации, которую он называл «эпохой абсолютной греховности».