XLIII Международная филологическая научная конференция

Русская классическая литература в рецепции европейских интеллектуалов рубежа XIX-XX вв.: эстетика, этика, политика.

Наталья Савельевна Мовнина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-03-12
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен роли русской классической литературы в  построении идентичности европейских интеллектуальных элит в первые десятилетия  XX века. Основное внимание будет уделено  рецепции  Л. Толстого и Ф. Достоевского  социально ориентированными мыслителями – Г. Лукачем и М. Вебером.  


Тезисы

На рубеже  XIX–XX столетий в европейских странах ощущается необходимость новых интеллектуальных парадигм для осмысления современной эпохи. Исчерпанность позитивистского мышления, сознание кризиса старой культуры и предчувствие «неслыханных перемен», наряду с формированием европейских вариантов национализма, –  таков общий контекст поисков, в которые оказалась вовлечена русская литература второй половины XIX века. Можно говорить о существовании различных моделей использования русской литературы для обсуждения тех актуальных  вопросов, которые ставила современная эпоха перед интеллектуальными и литературными кругами. Так, «стратегии импортирования» русского романа во Франции в конце XIX века («Русский роман» Э.-М. де Вогюэ), направленные против литературного натурализма, предстают выражением неоконсервативных тенденций и имеют определенную связь с формированием националистического дискурса. Реконструкция позиций  венгерского философа Георга Лукача и немецкого социолога и философа Макса Вебера, общавшихся друг с другом в 1910-х годах и взаимно влиявших друг на друга, предполагает более подробный анализ их текстов и высказываний о двух главных русских романистах – Л. Толстом и Ф. Достоевском –  в связи с собственной концептуализацией  этими мыслителями ситуации «кризиса культуры».  Взаимные переклички и расхождения в их интерпретации русских писателей позволяют судить о политических импликациях их обращения к русской литературе, а также говорить о доминировании в их прочтении этической проблематики. Так, у  Вебера этический аспект связан с обсуждением судьбы политических движений и институций. В то же время Лукач в своих ранних текстах прибегает к творчеству Толстого и Достоевского в поисках новой духовной перспективы в той ситуации, которую он называл «эпохой абсолютной греховности».