XLIII Международная филологическая научная конференция

Категория памяти в романе А. Брукнер «Опоздавшие»

Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2014-03-15
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

In her novel 'Latecomers' (1988) A.Brookner alludes to historic events of World War II, which contributed greatly to the formation of two main protagonists, small refugees from Germany. Their views regarding their past are opposed. Hartmann sees no point in returning to the past experiences, whereas Fibich can not get away from them. At the age of 66 he goes on a pilgrimage to Berlin only to understand that his real home is left behind. There is no use in trying to return back if you are blessed with a good wife, a true friend and a son.  

Тезисы

Роман А. Брукнер «Опоздавшие» («Latecomers», 1988), повествующий о жизни двух еврейских беженцев из Германии, относится к жанру семейной саги. В его затянутой экспозиции дается подробный анализ каждого из героев, их жен и детей, а также всех биографий. Детьми Хартманн и Фибих были отправлены в Англию в начале второй Мировой войны. Их знакомство в школе-интернате переросло в крепкую дружбу и партнерство по бизнесу. «Но никто не свободен от прошлого». Их родители были уничтожены, а они страдают от чувства вины в качестве выживших и пытаются по-разному примириться с трагическими потерями прошлого. Брукнер опять прибегает к любимому приему контраста при создании системы персонажей: темпераменты и взгляды на жизнь двух главных персонажей, их жен и детей противоположны. Хартманн «безжалостно расстается с прошлым», превращая воспоминания в пыль (намек на печальную судьбу его сородичей). Он живет только настоящим, наслаждаясь и ценя каждое мгновение. 66-летний Хартманн готов жить ради жены, которая не перенесет его ухода, и вкладывать оставшиеся силы в новое поколение. Более чувствительный, неуверенный в себе, склонный к рефлексии Фибих не может мысленно не возвращаться в прошлое. Он страдает от отсутствия корней – воспитания, традиций, семейной философии. По-женски сентиментальный и впечатлительный Фибих воплощает феминный гендерный образ. Он боится будущего, испытывает чувство вины из-за того, что они с другом столь быстро и легко разбогатели, что он не сделал жену счастливой из-за своих воспоминаний. В возрасте шестидесяти одного года Фибих возвращается в Берлин. Он предпринимает это паломничество в подтверждение своей зрелости, чтобы завоевать уважение сына, восстановить его генеалогию. Путешествие помогает ему осознать ценность дарованного ему счастья семейной жизни, отцовства и проверенной временем дружбы. Фибих приходит к приятию настоящего, к ощущению завершенности. Отныне мысли и надежды Фибиха всегда будут связаны с сыном.