XLIII Международная филологическая научная конференция

Поэтическая генеалогия А. Кондратова: проект собрания сочинений «Мои “Троицы”»

Анна Баранова
Докладчик
аспирант
Новосибирский государственный педагогический университет

14-п
2014-03-13
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен творчеству Александра Михайловича Кондратова – одной из самых загадочных фигур в истории ленинградской неофициальной литературы. Автор рассматривает поэтическую генеалогию поэта, основываясь на метатексте – проекте собрания сочинения Кондратова под названием «Мои "Троицы"», а также на мемуарных источниках и собственно художественных текстах. Определяется круг чтения поэта, истоки его философии и поэзии, значимость и значение каждой из фигур, упомянутой в «Моих "Троицах"» для самого Кондратова и для восприятия его литературного творчества, описывается связь генезиса и поэтики. 

Тезисы

А. М. Кондратов (1937–1993) — поэт, прозаик, драматург ленинградского литературного андеграунда, учёный, переводчик и журналист. В новейшей истории литературы определяется одним из участников поэтической групппы 50–60 гг. «Филологическая школа».
На данный момент единственным источником, который даёт более-менее полное представление об объеме и основных тенденциях поэтического (ровно как и прозаического) творчества АК – это его проект собрания сочинений под названием «Мои “Троицы”» (точный год его создания не известен; скорее всего, это 1960–70 гг.). Важной характеристикой творческой стратегии АК является сознательное планирование собственного творчества: прогнозируется не только состав собрания сочинений, но и точное количество текстов в пределах свехтекстовых единств: книг, сборников, циклов. Приблизительный объем поэтического творчества АК, согласно проекту – 4 тома по 1000 стихотворений, то есть приблизительно 4000 текстов, однако установить действительную величину можно только путём тщательного изучения архива писателя.
Согласно «программному» тексту, автор мыслит себя и своё поэтическое творчество в проявлении трех стратегий (по АК, «ликов») – «лирической», «эспериментальной» (авангардистской) и «сатирической» (иронической). Тенденция к артикулированности и желание вписать в себя в историю русской и мировой литературы, проявляется и в создании поэтической генеалогии, которая также зафиксирована в «Моих “Троицах”». Своими предшественниками в поэзии АК называет поэтов («великих поэтов») Данте, Миларепу и Хлебникова, а в частной генеалогии возводит своё творчество к кубофутуристам, обэриутам и неофутуристам 50-х годов («основателям» «филологической школы»).
Таким образом, своим программным текстом АК задаёт модус восприятия всего творчества: фигуры, значимые для автора, находят своё отражение в темах и приёмах отдельных томов, книг и циклов в рамках проявления авторских стратегий.