XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу об индивидуальных модификациях неореализма на материале прозы А. И. Куприна

Светлана Петровна Строкина
Докладчик
доцент
Севастопольский национальный технический университет

188
2014-03-11
12:50 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад обращен к вопросу о мифопоэтических чертах художественного мира прозы А. Куприна. Высокая степень внутреннего единства произведений писателя о юге, обеспеченная наличием сквозной системы мотивов, образов (в том числе наделенных символическим значением), многообразные варианты магистрального инвариантного сюжета испытания, связывающие эти тексты воедино и формирующие авторский миф, рассматриваются как основной аргумент в пользу того, чтобы определять художественную систему писателя как неореалистическую. В связи с этим затрагиваются общие проблемы эволюции русского реализма в ХХ веке.

Тезисы

В связи с различиями во взглядах на художественную природу неореализма и на хронологию этого явления разными исследователями в число неореалистов включаются и разные авторы. Нередко в последние годы к неореализму причисляют и творчество А. И. Куприна. Сейчас существует уже целый корпус исследований, посвященных проблеме трансформации принципов реализма в прозе писателя.
Мифопоэтическая составляющая относится к числу конституирующих художественную систему А. Куприна элементов. Она проявляется в творчестве автора на всем его протяжении, в произведениях разных жанров и в многообразных художественных проявлениях. Формирование индивидуального художественного мифа о юге прослеживается в сюжетике, проблематике, образном и мотивном строе, символике «южных» произведений писателя. Это означает, что реализм писателя не просто спорадически «достраивается» элементами других направлений, но претерпевает системную трансформацию под влиянием неомифологических модернистских тенденций. Следовательно, корректно было бы говорить о смене в творчестве А. И. Куприна системы классического реализма его обновленной разновидностью – неореализмом. Если аналогичные системные трансформации будут констатированы литературоведческой наукой и в применении к другим писателям-реалистам рубежа ХIХ–ХХ веков, тогда можно предположить, что неореализм является не одним из течений внутри реализма или модернизма и не новым направлением в литературе, а исторической модификацией реализма конца ХIХ – начала ХХ веков, далее плавно трансформируясь в более позднюю свою разновидность – постреализм второй половины ХХ века, плодотворная «гипотеза» о котором была сформулирована Н. Лейдерманом и М. Липовецким. Если принять эту точку зрения, то классический реализм, неореализм первого рубежа ХХ века и постреализм второй половины ХХ столетия предстают последовательно сменяющими друг друга стадиями в развитии реализма, так что общая картина эволюции этого направления выстраивается логично и непротиворечиво.