XLIII Международная филологическая научная конференция

Полифункциональность насилия в кинотворчестве Т. Бёртона

Ольга Алексеевна Бурукина
Докладчик
профессор
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича

кинозал
2014-03-14
18:00 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Проблема насилия занимает важное место в кинотворчестве Т. Бёртона. Насилие, демонстрируемое героями Т. Бёртона, охватывает все уровни и аспекты бытия: в фильмах Т. Бёртона мы видим насилие физическое и психологическое, насилие реальное и мистическое, бытовое и сказочное.Насилие в фильмах Т. Бёртона многообразно и многолико, оно ожидаемо и непредсказуемо, насилие, описываемое режиссером, вызывает всю гамму человеческих эмоций (по К. Изарду): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, и выполняет целый ряд функций.

Тезисы

В каждом кинопроизведении Т. Бёртона проявляется темный и одновременного игривый комедийный стиль культового американского режиссера, отражающий его приверженность к жуткому и страшному и его своеобразное чувство юмора, а также любовь Т. Бёртона к абсурду и ужасу, которые, пожалуй, невозможно разделить. Насилие в фильмах Бертона часто составляет изюминку в его шутках, но всегда, так или иначе, отражает мрачный юмористический тон классических сказок, а не постмодернисткую иронию насилия. Интересен приём, используемый Т. Бёртоном, когда сцена насилия неожиданно венчает идиллическую картину, перечеркивая крест-накрест стереотипную невинность. В качестве примеров можно привести сцену из фильма «Марс атакует!» (1996), когда белого голубя мира неожиданно убивают бластером инопланетяне, или сцену из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), где кукольный аттракцион (представляющий собой пародию на сцену из знаменитого диснеевского фильма «Как тесен мир») внезапно загорается. Обе сцены одновременно и жуткие, и забавные, и обе являются отражением одновременно по-детски открытого взгляда Т. Бёртона на мир и его по-взрослому зловещего предвкушения несчастья. Насилие в кинофильмах Т. Бёртона имеет целый ряд характеристик, и одной из наиболее значимых нам представляется его полифункциональность. Насилие в кинофильмах Т. Бёртона выполняет целый ряд функций: насилие-индикатор, насилие-компенсатор, насилие-разрешитель противоречий, насилие-предупреждение, насилие-возмездие и др. Насилие в фильмах Т. Бёртона многообразно и многолико, оно ожидаемо и непредсказуемо, насилие, описываемое режиссером, вызывает всю гамму человеческих эмоций (по К. Изарду): интересрадость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, при этом всем чувствам, пробуждаемым в душе зрителей произведениями Т. Бёртона, присуща амбивалентность.