Полифункциональность насилия в кинотворчестве Т. Бёртона
Ольга Алексеевна Бурукина
Докладчик
профессор
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича
кинозал
2014-03-14
18:00 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Проблема насилия
занимает важное место в кинотворчестве Т. Бёртона. Насилие,
демонстрируемое героями Т. Бёртона, охватывает все уровни и аспекты бытия:
в фильмах Т. Бёртона мы видим насилие физическое и психологическое,
насилие реальное и мистическое, бытовое и сказочное.Насилие
в фильмах Т. Бёртона многообразно и многолико, оно ожидаемо и
непредсказуемо, насилие, описываемое режиссером, вызывает всю гамму
человеческих эмоций (по К. Изарду): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение,
страх, и выполняет целый ряд функций.
Тезисы
В каждом кинопроизведении
Т. Бёртона проявляется темный и одновременного игривый комедийный стиль культового
американского режиссера, отражающий его приверженность к жуткому и страшному и
его своеобразное чувство юмора, а также любовь Т. Бёртона к абсурду и
ужасу, которые, пожалуй, невозможно разделить. Насилие в фильмах Бертона часто составляет
изюминку в его шутках, но всегда, так или иначе, отражает мрачный
юмористический тон классических сказок, а не постмодернисткую иронию насилия.
Интересен приём,
используемый Т. Бёртоном, когда сцена насилия неожиданно венчает
идиллическую картину, перечеркивая крест-накрест стереотипную невинность. В
качестве примеров можно привести сцену из фильма «Марс атакует!» (1996), когда белого
голубя мира неожиданно убивают бластером инопланетяне, или сцену из фильма «Чарли
и шоколадная фабрика» (2005), где кукольный аттракцион (представляющий собой пародию
на сцену из знаменитого диснеевского фильма «Как тесен мир») внезапно
загорается. Обе сцены одновременно и жуткие, и забавные, и обе являются
отражением одновременно по-детски открытого взгляда Т. Бёртона на мир и его
по-взрослому зловещего предвкушения несчастья.
Насилие в кинофильмах Т. Бёртона имеет целый ряд характеристик, и
одной из наиболее значимых нам представляется его полифункциональность. Насилие в кинофильмах
Т. Бёртона выполняет целый ряд функций: насилие-индикатор,
насилие-компенсатор, насилие-разрешитель противоречий, насилие-предупреждение,
насилие-возмездие и др. Насилие в фильмах Т. Бёртона
многообразно и многолико, оно ожидаемо и непредсказуемо, насилие, описываемое
режиссером, вызывает всю гамму человеческих эмоций (по К. Изарду): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх,
при этом всем чувствам, пробуждаемым
в душе зрителей произведениями Т. Бёртона, присуща амбивалентность.