Социальное и художественное время и пространство в «Записках кавалериста» Н. Гумилёва
Елена Ивановна Белая
Докладчик
профессор
Барановичский государственный университет, Республика Беларусь
Барановичский государственный университет, Республика Беларусь
4-У
2014-03-13
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Содержание доклада составляет анализ «внешней» и «внутренней» биографии Н. Гумилёва,
связанной с военными событиями августа-сентября 1915 года, которые происходили
на территории современной Брестской области (Беларусь). Осмысляется не только
«живой» пространственно-временной континуум, но и хронотоп как «точка встречи
человека и бытия» (М. Бахтин) в его наполненности гуманистическим,
культурно-историческим и ценностным смыслами.
Тезисы
Отображение Первой мировой войны
в художественной литературе не является столь многогранным и пафосным, как
показ Великой Отечественной. Однако это событие оказало колоссальное влияние на
судьбу России и, по большому счёту, судьбы всего мира. Территория современной
Беларуси стала ареной многих сражений Первой мировой войны, с ней связаны
судьбы писателей, которые служили в российской армии (А. Блок,
Н. Гумилёв…). Наиболее значительным произведением белорусской прозы об
этом времени является автобиографическая повесть Максима Горецкого «На
империалистической войне» («Записки артиллериста»). Данный факт стимулировал
нас обратиться к прозведению русского писателя, созданному в то же время и в
подобной жанровой форме. Углубленное изучение художественного текста и
теоретических источников выявило, что Н. Гумилёв некоторое время воевал на
территории современного Брестского региона. Это придаёт нашему исследованию,
кроме когнитивного, ценностный, личностный смысл. Н. Гумилёв в «Записках
кавалериста» представлен как человеческая индивидуальность, гражданин,
исполняющий патриотический долг, творческая личность. Выявление особенностей
художественного синтеза этих ипостасей на фоне эпохи и явилось целью нашего
обращения к «Запискам кавалериста».