К вопросу об испанской полихромной скульптуре в курсе «Искусство Нового времени»
Александр Флорентинович Эсоно
Докладчик
младший научный сотрудник
ЦВЗ "Манеж"
ЦВЗ "Манеж"
240
2014-03-14
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящён проблеме преподавания такой специфической темы как испанская полихромная
скульптура – в рамках курса «Искусство Нового времени».
Полихромная
скульптура Испании XVII века рассматривается в докладе как одно из важнейших
явлений испанской культуры барокко, что позволяет произвести переоценку этого феномена в преподавании темы «барокко». Нужно сказать, что изучение искусства Нового времени на
всём Пиренейском полуострове немыслимо
без углубления в материю полихромной пластики.
В
связи с этим возникает ряд методологических вопросов, которые нуждаются в освещении и изучении.
Тезисы
Доклад
посвящён проблеме преподавания такой специфической темы как испанская полихромная
скульптура – в рамках курса «Искусство Нового времени».
Полихромная
скульптура Испании XVII века рассматривается в докладе как одно из важнейших
явлений испанской культуры барокко, что позволяет произвести переоценку места
этого феномена в преподавании темы «барокко».
В
связи с этим возникает ряд методологических вопросов, которые нуждаются в
специальном освещении и изучении.
Во-первых,
полихромная скульптура является синтезом искусств, так как производилась
профессиональными скульпторами и расписывалась профессиональными же живописцами
(например, сотрудничество Фр. Пачеко и Х. М. Монтаньеса), что по-новому позволяет
взглянуть на искусство Испании.
Во-вторых
полихромная скульптура должна быть рассмотрена не только с точки зрения теории
Контрреформации, но и с точки зрения возникновения и развития таких понятий как
«массовое искусство», «популярная красота» и «национальное искусство»,
занимающих столь значимое место в искусстве Нового времени.
В-третьих,
оказывается, что изучение искусства Нового времени на всём Пиренейском полуострове
(а также в Центральной и Южной Америке) немыслимо без углубления в материю
полихромной пластики – ведь её производство имело поразительные масштабы и
широчайшее распространение, наряду с религиозными действами и театром.
В-четвёртых,
при изучении этого периода в испанском искусстве важно уделить достаточное
внимание творчеству таких выдающихся мастеров как Алонсо де Мена, Алонсо Кано,
Педро де Мена, Хуан де Меса, Хосе де Арсе и проч. и их мастерских, так как
скульптор имел достаточно высокий социальный статус в Испании XVII века.