К вопросу о собственно публицистических фразеологизмах
Максим Александрович Морозов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-03-13
17:25 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе на материале газетных заголовков рассматриваются такие разряды
собственно публицистических фразеологизмов как перифразы и
социально-политические эвфемизмы.
Тезисы
Использование фразеологизмов в публицистике
является частотным приемом, с помощью которого автор передает оценку
описываемой ситуации; употребленный в контексте журналистского материала,
фразеологизм являет собой пример взаимообусловленности языковой деятельности и
опыта человека. Анализ газетных заголовков 2006–2013 гг., а также анализ
словарей публицистики (Г. Я. Солганик, А. Б.Новиков, В. П. Берков, В. М. Мокиенко, С. Г.
Шулежкова и др.) показали, что общеязыковые фразеологизмы, которые используются
в газетной публицистике, обладают, как правило, остро-политическим содержанием
и несут в себе социальную оценку. В основном, единицы используются в
трансформированном виде (данную особенность диктует необходимость преодоления
газетного стандарта), однако не исключается употребление фразеологизмов в
нормативном виде. Публицистический стиль речи обладает собственным корпусом
фразеологических единиц, который со временем пополняется так называемыми
«газетными штампами» и «газетными клише». На наш взгляд, существуют фразеологизмы,
которые являются яркой приметой именно газетной публицистики. Это единицы, выполняющие
определённые функции (перифразы, например, помогают избежать повторов и
расширить синонимию, а эвфемизмы используются с целью смягчения чего-либо
негативного и манипулирования сознанием). К разряду таких собственно
публицистических фразеологизмов мы относим перифразы (большая тройка, мягкая сила, «закон Димы Яковлева» и др.) и
социально-политические эвфемизмы (арабская
весна, миротворческая операция, либерализация цен и др.). Таким образом,
фразеология публицистики состоит из общеязыковых фразеологизмов,
фразеологизмов, характерных для газетной публицистики, а также из газетных
штампов и клише.