«Мне отмщение, и Аз воздам»: к вопросу о типологии конфликта драмы Н. М. Карамзина «София»
Анна Юрьевна Тираспольская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2014-03-13
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринята
попытка типологического сопоставления единственной драмы Н. М. Карамзина «София» (1791) и романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
(1877). Особое внимание уделяется схожести конфликтов, обуславливающих
трагическую развязку: Карамзин и Толстой в своих произведениях ставят «чувствительную» героиню в ситуацию мучительного выбора между долгом
и любовью-страстью, последующий выбор героини в пользу чувства (следование зову
сердца) становится роковым, ибо в конечном итоге приводит женщину к
фактическому самоуничтожению, а стремление героев достичь счастья оборачивается
крахом.
Тезисы
Драма Н. М.
Карамзина «София», написанная молодым и на тот момент ещё не
знаменитым автором, увидевшая свет в 1791 году прежде выхода «Бедной
Лизы» и оставшаяся единственным драматическим произведением писателя, до
настоящего момента была несправедливо отодвинута в тень и потому заслуживает
пристального внимания исследователей. Изображение «внутреннего ада»,
через который проходит душа замужней женщины, отрекшейся от долга перед
супругом во имя отчаянной любви-страсти к мужчине, который оказался недостойным
принесённых во имя любви к нему жертв, способно потрясти своей правдивостью и
точностью даже искушённого современного читателя. Стержневая идея карамзинской
драмы – мысль о том, что наказание за отречение приходит человеку не от людей,
а от Бога (см. слова графа Доброва, мужа Софии, обращённые к неверной жене: «... предаю тебя судьбе твоей! Не ожидай от меня мщения... Ты почувствуешь
его глубоко в сердце своём, НО НЕ МОЯ РУКА НАКАЖЕТ ТЕБЯ») и приходит оно
при этом через самого «преступившего заповедь» – в виде саморазрушения
и самоуничтожения человеческой личности, позволяет говорить о явном
типологическом сходстве «Софии» с произведением Л. Н. Толстого
(вспомним эпиграф, выбранный для романа автором: «Мне отмщение, и Аз
воздам») и в первую очередь – о «каренинском» типе трактования
темы борьбы любви (чувства) и долга в душе женщины. Интересным представляется
также сопоставление образов «обманутых мужей», графа Доброва и
Каренина, на первый взгляд имеющих, кроме назначенного им авторами «амплуа», мало общего в характерах, но на самом деле обладающих одной
важной общей чертой: оба героя придают большое значение «суду света».
Не менее значимым представляется выявление некоторых типологических черт,
роднящих любовника Софии ле Тьеня с Вронским, которые особенно ярко проступают
в сценах конфликта между уязвлёнными и «потерявшими себя», а потому
болезненно требовательными и ревнивыми героинями и их возлюбленными,
находящимися в значительно менее тяжёлом положении.