XLIII Международная филологическая научная конференция

«Мне отмщение, и Аз воздам»: к вопросу о типологии конфликта драмы Н. М. Карамзина «София»

Анна Юрьевна Тираспольская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2014-03-13
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка типологического сопоставления единственной драмы Н. М. Карамзина «София» (1791) и романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1877). Особое внимание уделяется схожести конфликтов, обуславливающих трагическую развязку: Карамзин и Толстой в своих произведениях ставят «чувствительную» героиню в ситуацию мучительного выбора между долгом и любовью-страстью, последующий выбор героини в пользу чувства (следование зову сердца) становится роковым, ибо в конечном итоге приводит женщину к фактическому самоуничтожению, а стремление героев достичь счастья оборачивается крахом.

Тезисы

Драма Н. М. Карамзина «София», написанная молодым и на тот момент ещё не знаменитым автором, увидевшая свет в 1791 году прежде выхода «Бедной Лизы» и оставшаяся единственным драматическим произведением писателя, до настоящего момента была несправедливо отодвинута в тень и потому заслуживает пристального внимания исследователей. Изображение «внутреннего ада», через который проходит душа замужней женщины, отрекшейся от долга перед супругом во имя отчаянной любви-страсти к мужчине, который оказался недостойным принесённых во имя любви к нему жертв, способно потрясти своей правдивостью и точностью даже искушённого современного читателя. Стержневая идея карамзинской драмы – мысль о том, что наказание за отречение приходит человеку не от людей, а от Бога (см. слова графа Доброва, мужа Софии, обращённые к неверной жене: «... предаю тебя судьбе твоей! Не ожидай от меня мщения... Ты почувствуешь его глубоко в сердце своём, НО НЕ МОЯ РУКА НАКАЖЕТ ТЕБЯ») и приходит оно при этом через самого «преступившего заповедь» – в виде саморазрушения и самоуничтожения человеческой личности, позволяет говорить о явном типологическом сходстве «Софии» с произведением Л. Н. Толстого (вспомним эпиграф, выбранный для романа автором: «Мне отмщение, и Аз воздам») и в первую очередь – о «каренинском» типе трактования темы борьбы любви (чувства) и долга в душе женщины. Интересным представляется также сопоставление образов «обманутых мужей», графа Доброва и Каренина, на первый взгляд имеющих, кроме назначенного им авторами «амплуа», мало общего в характерах, но на самом деле обладающих одной важной общей чертой: оба героя придают большое значение «суду света». Не менее значимым представляется выявление некоторых типологических черт, роднящих любовника Софии ле Тьеня с Вронским, которые особенно ярко проступают в сценах конфликта между уязвлёнными и «потерявшими себя», а потому болезненно требовательными и ревнивыми героинями и их возлюбленными, находящимися в значительно менее тяжёлом положении.