XLIII Международная филологическая научная конференция

Карнавал и постмодерн

Оршойа Киш
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2014-03-13
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В данной работе мы постараемся доказать, что «карнавализация»,  то есть средневековый западноевропейский карнавал, описанный Бахтиным, имеет постмодернистскую природу. Для этого сначала придется уточнить, что мы подразумеваем под термином «постмодернизм». Далее будут рассмотрены слагаемые карнавального действа и карнавального мироощущения, описанные и проанализированные Бахтиным, в которых мы постараемся обнаружить постмодерное начало.

Тезисы

Что такое постмодернизм? Современные исследователи, расходясь в деталях, трактуют постмодернизм как искусство, замешанное на эклектике и проникнутое духом философского скептицизма и релятивизма.
Некоторые современные исследователи в своих работах пытаются, рассматривая различные произведения искусства ХХ века, проследить процесс формирования постмодернистской формообразующей идеологии. Такой подход представляется не слишком плодотворным. О «предпостмодернистском комплексе» можно говорить применительно к творчеству А. Пушкина, Ф. Достоевского, А. Чехова, но не сложно обнаружить постмодернистское начало и в культуре значительно более ранних времен.
В этом плане особый интерес представляет вопрос о постмодернистских чертах и свойствах, которые без труда обнаруживает такое оригинальное явление, как описанный в бахтинских трудах 1930–1960-х гг. средневековый западноевропейский карнавал. В трактовке Бахтина карнавал предстает ритуалом, основанным на разрушении иерархического мировоззрения и отрицании всех возможных бинарных оппозиций. «Сквозь увенчание с самого начала просвечивает развенчание. И таковы все карнавальные символы: они всегда включают в себя перспективу отрицания (смерти) или наоборот. Рождение чревато смертью, смерть – новым рождением». Бахтин особенно выделял ключевую роль, которую в карнавальной культуре играл образ беременной смерти. Нельзя не согласиться, что этот образ имеет всецело постмодерную природу.
Карнавал оказывается тесно связан с некоторыми понятиями предвестников постмодернизма, такими как «вечное возвращение» у Ницше или психоанализ Фрейда. Ко всему прочему, в постмодернистком дискурсе существует много терминов, которые уже можно было обнаружить в описании карнавала у Бахтина (хоть и немного в ином изложении). Такими являются, например,  «конец метарассказов» Лиотара, «игра» и «праздник» Гадамера или «гипертекст» Женетта. В итоге, можно сказать, что карнавал имеет очевидный постмодернистский характер.