Античность как воспоминание о будущем в стихотворном цикле Стефана Георге «Новое царство»
Елизавета Валериевна Бурмистрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
191
2014-03-14
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
The dialogue of a German symbolist poet Stefan George (1868–1933) with
antiquity occurs at several levels: philosophical, aesthetic, literary and
mythological. Like Goethe, he interprets the classical antiquity as a concept
existing simultaneously in the present and – potentially – in the future.
George’s perception of antiquity as a model for an ideal future of Germany is
most clearly reflected in his late poetic cycle 'The New Empire' (1928).
Тезисы
Диалог немецкого поэта-символиста
Стефана Георге (1868–1933) с античностью происходит на нескольких уровнях:
философском, эстетическом, литературно-мифологическом. Ф. Гундольф, один из
ближайших единомышленников Георге, упоминает Гете в ряду исторических фигур,
которые, по мысли Георге, «готовят «новое тело», в котором мог бы вновь
воплотиться «Вечный Человек» античности» [Gundolf, 1921, 28]. Восприятие поэтом античности как образца для
идеального будущего Германии наиболее отчетливо отразилось в последнем
стихотворном цикле Стефана Георге «Новое царство» (1928). Уже в открывающем цикл
стихотворении «Последняя ночь Гете в Италии» Гете становится «визионером»,
провозвестником новой, сформированной по античному образцу Германии, о которой
мечтал Георге. Усложняется пространственно-временная структура текста и тем обстоятельством,
что повествование ведется от первого лица и позволяет обнаружить попытку
самоидентификации автора с лирическим «я» (Гете); так, Эрнст Остеркамп называет
этот текст «ролевым стихотворением» [Osterkamp, 2010, 69]. В «Новом царстве» можно обнаружить как использование
античной метрики, так и определенные философские и эстетические идеи
античности, с которыми Георге связывает свои надежды на преобразование
Германии. Так, концепция «тайной Германии» представляет собой доступный лишь
немногим визионерский конструкт, воображаемую политейю выдающихся умов Германии.
Вероятно, на формирование данной концепции повлияло и целенаправленное изучение
Стефаном Георге трудов Платона. Примечательно и обращение Георге к фигуре
Ф. Гельдерлина (в стихотворении «Гиперион»), который в трактовке поэта предстает
провидцем, провозвестником новой Германии, еще до Ф. Ницше постигшим
дионисийские корни греческой культуры.
Литература:
Gundolf F. George. Berlin 1921. S. 28.
Osterkamp E. Poesie der Zeitwende. Goethes letzte Nacht in Italien // Poesie
der leeren Mitte. Stefan
Georges Neues Reich. München 2010. S. 57–113.