Насилие на сцене и на экране: «Генрих V»
Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-14
16:40 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются формы наррации насилия в литературном, театральном и
кино-тексте на примере театральной постановки и экранизаций исторической
хроники Шекспира «Генрих V».
Тезисы
Литературный, театральный и кино-текст – одна из
форм передачи опыта. Опыт структурирует интерпретацию, обеспечивая ее
построение и понимание на основе личного и группового (коллективного) опыта
субъекта. В то же время интерпретации
(тексты) структурируют опыт; личное переживание получает осмысление отчасти на
основе и при помощи циркулирующих в обществе нарративов опыта, среди которых
немаловажная роль отводится историческим и художественным нарративам о войне.
В докладе рассматриваются формы наррации насилия в
литературном, театральном и кино-тексте на примере театральной постановки (Noël
Coward Theatre, Лондон, реж. Майкл Грэндедж) и экранизаций исторической хроники
Шекспира «Генрих V» («Генрих V», реж. Лоуренс Оливье, 1944; («Генрих V», реж.
Кеннет Брана, 1989; британский телесериал, 2012). Насколько отличны (если
отличны) репрезентации насилия в нарративе о войне на сцене и на экране? На
каком когнитивном уровне происходит конфигурация события, определяемого как
насилие, и закладывается схема действий, представляющих собой реакцию на
насилие?