XLIII Международная филологическая научная конференция

Память культуры в действии: канон, архив их использование и переосмысление

Ася Георгиевна Рогова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-03-11
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Проблема памяти общества – памяти культуры широко обсуждается в рамках различных дисциплин с конца XX в. В настоящее время наибольший интерес для исследования представляет связь между памятью нации, определением национальной идентичности, «lieux de mémoire», и динамикой памяти. Литература, как наиболее важная составляющая памяти культуры и процесса ее созидания, сохраняет связь между прошлым и настоящим, передает ее ценности (канон и архив), участвует таким образом в создании национальной идентичности.

Тезисы

Проблема памяти общества – памяти культуры, сохраняющей совокупный опыт индивидов и групп, ее уровней, функционирования, осуществления широко обсуждается в рамках различных дисциплин с конца XX в. В настоящее время наибольший интерес для исследования представляет связь между памятью нации и определением национальной идентичности, «lieux de mémoire» во всем их многообразии, и динамикой памяти (отражающей их создание, существование, исчезновение). С явным сдвигом приоритетов в сторону динамики, совпавшим с более масштабным – от рассмотрения артефактов как таковых к их бытованию, производимому ими влиянию и его осмыслению в современном контексте. Неоценима роль литературы, как одной из наиболее важных составляющих памяти культуры и процесса ее созидания, сохраняющей связь между прошлым и настоящим и передающей ее ценности, участвуя таким образом в созидании национальной идентичности. Сохранение ценностей регламентировано двумя категориями – каноном, или избранными шедеврами, непреходящая ценность которых для нации не подвергается сомнению; и так называемым архивом, содержащим более широкий круг текстов, которые не удостоились столь высокой оценки, но могут быть интересны и полезны. Западный литературный канон переживает поколения, однако он более открыт и подвержен изменениям, нежели религиозный. Это, как и его устойчивость, служит его сохранению, так как статичность, отсутствие постоянной востребованности и переосмысления привели бы к последней стадии динамического процесса памяти – забвению. Соответственно, наиболее плодотворными для сохранения канона становятся переломные исторические моменты, когда неизбежно переосмысление и переоценка существующей системы ценностей, а следовательно, и обращение к национальной памяти, сохраняющей опыт предшественников. Одна из наиболее ярких тому иллюстраций – сопровождавшееся длительными бурными дискуссиями и ожесточенными спорами переосмысление канона английского романтизма в конце XX – начале XXI вв.