Невинность: дети в «Поворотах винта» – повести Генри Джеймса и опере Бенджамина Бриттена
Ирина Владимировна Головачева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается наименее
изученная тема, присутствующая в двух «Поворотах винта», повести 1898 г. Г.
Джеймса и либретто одноименной оперы Б. Бриттена. Тема детства и детской
невинности является центральной в обоих текстах. Оперное либретто трактуется
как драматическое произведение, предлагающее интерпретацию загадочной повести.
Детские персонажи рассматриваются в юнгианской перспективе. Аргументы статьи
подкреплены письмами Бриттена, материалами, предоставленными Фондом
Бриттена-Пирса и интервью исполнителей партии Майлза.
Тезисы
Толкование
детства сродни толкованию сновидений. Именно это обстоятельство делает тему детства
и детские образы столь привлекательными для художественного фантазирования. Данная
тематика
выглядит особенно выпукло, если не сказать шокирующее, на поле готической
фантастики, к которой по всем признакам следует отнести «Поворот винта».
Центральные персонажи повести, Майлз и Флора, производят двойственное
впечатление, возможно, потому, что являются необыкновенными детьми. В докладе
будет сделана попытка выяснить – насколько нам позволят сконструированные
Джеймсом завесы, ловушки и лабиринты – каковы же на самом деле питомцы
гувернантки. Едва ли не главным вопросом для читателя является следующий: не
была ли их детскость лишь прикрытием, маской на лицах не по годам опытных
обманщиков? Этот вопрос по-разному решается в тексте Джеймса и в опере
Бенджамина Бриттена. Джеймс, как впоследствии и либреттистка Майфенви Пайпер,
лишь намекает на пороки, которым, возможно, предаются воспитанники главной
героини. Однако есть и прямые доказательства конкретных проступков Майлза и
Флоры. Что эти свидетельства меняют в нашей интерпретации обоих текстов?
Следует ли согласиться с тем, что гомофилический и педерастический подтексты
намеренно введены как в повесть, так и в оперу? Размышления над этими вопросами
поможет прояснить центральный конфликт повести Джеймса с помощью текста
либретто, которое, казалось бы, упрощает оригинал, но, по существу, лишь сгущает
его смыслы.